В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции М-ва обр. и науки РФ "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" 30 ноября 2012, с.65-69. Тамбов, опубликована ниже приведённая статья В.В. Кашуба.
Об отдельных актуальных проблемах подготовки дизайнеров интерьера.
А. Коммерческое преподавание основ дизайна интерьера. На ниве наукоёмкой специальности дизайн интерьера, отдельные предприниматели рассматривают новые технологии, визуализацию в 3D, «создание анимационных проектов визуализации, внутреннее и архитектурное оснащение»…, как «инструмент быстрого заработка: по проектированию, на своих знаниях…». Ими создаются коммерческие школы, курсы, проводятся многодневные конференции и семинары по «обучению дизайну с нуля», «пятилетний опыт за год обучения», «раскрутка известности» благодаря скорости и относительной легкости овладения IТ-технологиями. Впрыскиваются иллюзии лёгкости труда и «умножения прибыли», ибо дизайнер, как джин, за одну ночь создаёт интерьеры. Отсюда на рынке заметны «новые» дилетантские проектные средовые идеологии и банальные решения без знания всех причинно-следственных связей, штампы, стереотипы, подделки, имитации, фантомные репутации и прочая деятельность, которую слово «творчество» не посещает.
По существу ловкий бизнес производит вброс фальшивых дизайнеров интерьера, создаёт микросреду, которая пытается влиться в сонм профессиональных дизайнеров и архитекторов, их сообщества. Дизайн интерьера это не забава, а работа в трудных реальных условиях, с чувством личной ответственности за жизнь и здоровье людей, за будущее. Нужны- талант и за плечами высшая школа, реализованные требования к профессиональным знаниям и навыкам, а не «дипломы». Это хорошо понимают мои серьезные заказчики и коллег, для VIP клиентов существует закрытая индустрия роскоши, закрытые салоны, не публикуются и результаты работы дизайнеров. С целью идентификации продукции своего бюро мы ввели специальную маркировку. Однако, в этом «левом», не лицензируемом явлении мистификации, хочется увидеть требующие внимания тренды. Например, конспективно.
1. Внимания профессионалов дизайна требует самый массовый, эконом–сектор.
2. Не по своей вине фальшивые дизайнеры интерьера, вполне могут пригодиться в инфраструктуре дизайн-индустрии, в качестве агентов, представителей фабрик и даже дизайн бюро.
3. Поскольку, в креативной среде востребованы даже коммерческие лекционные мероприятия, беседы, курсы, кружки, это свидетельствует о нише на рынке, которую не занимают нерасторопные государственные учебные заведения, не ориетированные на его запросы, реальную экономику.
Б. Просветительская, начальная некоммерческая подготовка населения. Должны действовать иные, некоммерческие формы и методы обучения, образования населения, где в основе не столько творческий процесс в частном и целом, сколько его финиш, итог, результат, т.е. вкус, ум, знания личностей, инновации, традиции и культура. Накопленный культурный слой искусства российского дизайна частного и авторского интерьера ХХI века, успешно возрождаемого из небытия, должен быть открытым народу и миру! Вопрос в том, как это делать в интересах общества. Не сформулированы единые требования к минимуму содержания, структуре и условиям общеобразовательной программы, срокам обучения. Потребуются специалисты, умеющие популярно говорить по теме, но развитие хорошего вкуса – долгий и сложный процесс.
1.Стране необходим государственный центр Высокохудожественного интерьера России ХХI века, для креативности и культурного развития, со стационарной выставочной площадкой, сменяемой экспозицией, с новой публичной функцией, включённый в программу культурных, креативных туристических маршрутов и циклов отдельных экскурсий для разных возрастных и социально-активных групп, в первую очередь молодёжи. Важно иметь базовые передвижные экспозиции, курсирующие по регионам, города и пополняемые там, проводить дебютные выставки, концептуальные и стилевые, с инновационными технологиями демонстрации экспонатов.
Это новое социальное пространство высокого художественного уровня, с развивающими и образовательными практиками, территория общения с профессионалами, действенная сила формирования креативной среды в столице и России.
2. Обобщение личного опыта организации и проведения в двух регионах страны Первого российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера ХХI века, «INTERIOR – FEST 2012», как явления отказа от коммерческих преференций, фильтра денег, пола, цвета кожи, конфессии и т.д., ради высокого искусства, позволяет сделать некоторое заключение. Многообразие людей с разными иерархиями ценностей, предпочтениями, идеалами, заинтересованных в возрождении отечественного высокохудожественного дизайна частного интерьера, участвовало в бесплатных мероприятиях фестиваля в формате: выставок, конференций, клубных круглых столов, мастер-классов, консультаций. На выставках посетители знакомились с коллекцией работ известных дизайнеров интерьера, архитекторов и художников, с различными стендами, картинами крупнейших живописцев, творчеством способных учащихся детских художественных школ. Важно с детства проявлять и развивать серьёзные креативные компетенции востребованные рынком, давать возможность заявить о себе, продвигать в профессию. Представителям разных слоев общества приходилось не только любоваться арт-фото, но и учиться на экспонируемом разнообразном материале, как смотреть, воспринимать эту открытую книгу реального мира с расширенными возможностями, в том числе технологическими. Эффективно развитие креативности, повышение культурного, художественного уровня населения, приводящего к социокультурным изменениям.
В. Профессиональная подготовка. Диплом об образовании служит юридическим обоснованием найма на работу и де-юре гарантирует квалификационный уровень работника, а работодателя в первую очередь интересует, что соискатель умеет де-факто, его творческое портфолио. Действующая система базовой подготовки дизайнеров интерьера (архитекторов) не всегда отвечает стоящими перед мастерскими и бюро дизайна сложными задачами, социально-экономическим условиям общественной жизни.
1. Для высокооплачиваемой трудовой деятельности, а не для черного хлеба профессии, необходима постоянная готовность работника к качественному выполнению конкретных функций и способность к изменениям, владение информационными технологиями, в том числе мониторингом, самостоятельность и умение работать в команде, мобильность и гибкость, креативность, ответственность. Отсюда, при приёме на работу действуют многоступенчатые процедуры отбора успешного работника, выявления профессиональной состоятельности, специальных компетенций, профессионально значимых качеств, в том числе с учетом международных требований, выходящих за рамки «стандарта». Перечень компетенций может быть различным, включать конкретные сферы дополнительных знаний и практических навыков для трудовой деятельности, которыми должен обладать соискатель. Эти и многие другие качества нелегко и небыстро выявляются в ходе стажировок, которые являются эффективной заключительной фазой высокопрофессиональной подготовки, дающей и корректировку знаний, ментальности, этнопсихологии и многого другого, позволяющего безболезненно избежать ошибок в работе начиная со старт-апа. В Италии стажировка в известной, брендовой фирме у маститого дизайнера может обходиться до 30000 евро в месяц, способна обеспечить необходимую успешность личности стажирующегося. Таковы условия и потребности рынка труда, творческая и конкурентоспособная реализация мотиваций и притязаний, в том числе и в материальном эквиваленте.
2. На базе ведущих Вузов, при кафедрах, нужно открыть инкубаторы талантов, в том числе для уже почти готовых, где-то обученных дизайнеров, привлекаемых со всей страны, которые могли бы проявить себя, однозначно применять и реализовывать на практике свои разработки.
3. Известную бумажную книгу Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А. и др. «Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна», созданную нами совместно с Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г. Строганова, Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова (тираж 1000 экз.) читают в библиотеках ведущих университетов, академий РФ, СНГ. Она в 13 странах, включая США и Иран, получила множество положительных откликов, в том числе опубликованных, например, лауреата Государственной премии РФ, профессора Н.К. Соловьёва («Вопросы экономических наук». 2012. №2. С.14-15). Это не раскрытие тайн творчества, лишь прагматичная демонстрация сложности процесса, бесценный опыт работы на рынке в нужной стране области, объективный обмен деловым и творческим опытом, знанием инновационных технологий и актуальных стратегий для успешного ведения собственного дела, раздумьем в информировании коллег. Пересказать её невозможно, поэтому исходя из многочисленных пожеланий, в честь 15-летия Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», с 01 января 2013 года данное настольное, полезное пособие скачайте из интернета бесплатно. Сайт www.kashubadesign.ru.
Заключение. Таким образом, дизайн интерьера в России востребован. Необходима широкая просветительская, начальная некоммерческая подготовка населения и коммерческое профессиональное преподавание основ дизайна интерьера. Не всем дизайнерам удастся вертикальный взлёт, но и для завоевания горизонтальных плоскостей рынка, должна быть хорошая профессиональная подготовка. Профессиональное обучение - только в учреждениях с лицензией. Необходима система обязательной стажировки выпускников в коммерческих ведущих дизайнерских, архитектурных бюро, мастерских. Мы принимаем и готовы принять дополнительное участие в ряде новых программ.
Я прилагаю усилия, чтобы появился официальный российский День интерьера, отмечаемый 22 октября и День творчества -1 сентября. Подробнее на сайте www.kashubadesign.ru.
Facebook http://www.facebook.com/KashubaDesign?ref=hl
Twitter https://twitter.com/Kashuba_Design
Youtube: http://www.youtube.com/channel/UCK4P-Dr-R_FGMTZpe8Ep8zg?feature=mhee
odnoklassniki: http://www.odnoklassniki.ru/profile/541035319193
Контакт http://vk.com/club43421981
Литература.
1.Евстигнеев А.Р.Открой новый творческий маршрут/ТСХР. RU.2012,№5, с.14.
2.Кашуба В.А., Журавель В.М. Российский высокохудожественный дизайн интерьера ХХI века в музее ХХ века // «Современные гуманитарные исследования». 2012. №2, с.80-86.
3.Высокохудожественный интерьер России начала ХХI века //«Губерния». 2012. №1. С.30.
4.Петлина С.А. Слово о дизайне интерьера / «Наше Красково сегодня». 29 июня 2012, с.12).
5. Шклярук А.Ф. Дизайн интерьера должен быть открытым миру // «Вопросы гуманитарных наук». 2012. №5, с.49-54.
6. Кашуба В.В. Международная конференция в Варшаве «In-out design trendy 2012» // «Вопросы экономических наук». 2012. №4. с.8-10.
7.Кашуба В.В. Об искусстве дизайна интерьера в «золотом» десятилетии XXI века// «Вопросы гуманитарных наук». 2012. №2. с.115-122.
8. Кашуба В.В. Некоторые экономические аспекты проблемы превращения России в страну креатива // «Проблемы экономики». 2012. №2. С.35-41.
9.Кашуба В.В. Благотворительность в сфере искусства дизайна интерьера в России XXI Века- актуальный объект гуманитарных научных исследований? // «Юридические науки ». 2012. №5. С.18-24.
16.04.2013