Особняк на Софийской набережной - самая красивая британская резиденция в мире, так считала королева Елизавета II. Благодаря ценному мероприятию British Lifestyle Showcase (18-19.09.13), проведенному в резиденции британского посла в Москве (Софийская наб., 14), мы очно познакомились с парадным экстерьером усадьбы со стороны набережной (фото 1,2) и интерьерами ряда помещений (фото 3-16).
Стиль жизни - высокое искусство. О данном мероприятии мы уже писали и приводили краткую интернет - справку об истории особняка. Но нас заинтересовала и продолжает интересовать архитектура и дизайн интерьера - усадьбы, особняка сахарозаводчика и мецената, внука крестьянина П. И. Харитоненко.
Вновь обратились к интернету, Википедии и обнаружили разночтения и неточности, о которых и сообщим ниже, приведем в подтверждение свои фото (1-16). Мы далеки от того, чтобы давать свои трактовки памятнику архитектуры, но над его историей, историей дизайна интерьеров и архитектурного облика, будем работать. Надеемся, эмпирические свидетельства наших чувств и опытное исследование, как людей, привычных к размышлению и созерцанию, вызовут интерес и отклик у читателей. По Декарту, чувственное познание совершенно необходимо в повседневной практической жизни. Об этом и статья.
В интернете по разному указывается дата строительства и архитекторы «1891-1893 гг., архитектор Д.Н. Чичагов, интерьеры Ф.О. Шехтеля, 1911 г., пристройка в центре садового фасада, архитектор М. Гейслер, далее архитектор В. Залесский, 1889»? Нам неизвестны также славные имена реставраторов, авторов недавнего ремонта резиденции, который, по данным британских СМИ, обошелся в 14 млн. фунтов и занял в общей сложности четыре года – на год больше, чем планировалось, превысив при этом смету на 3 млн. фунтов стерлингов. Хочется сказать, в созданном особняке ощутима интегральная индивидуальность.
Богатство и процветание всегда находят свое воплощение в экстерьерах и интерьерах, как важных составляющих образа жизни. Возможно, выполнен «особняк в духе французского возрождения XVI века» и точно «в академичной манере», «композиционно напоминает характерную для конца XVIII—начала XIX вв. усадьбу с обширным парадным двором за прекрасной кованой фигурной оградой с двумя воротами по сторонам». Трудно назвать парадный двор «обширным», в Замоскворечье и в те времена земля не была дешевой (фото 1, 2).
Слаба связь между экстерьером и интерьером, декоративная полнота фасада здания, контрастирует со строгостью «интерьера, выполненного в стиле готического модерна». Пожалуй, это так для входной группы и залов на первом этаже (Фото 3), а также холла на втором этаже, куда приводит деревянная лестница (фото 1,11). Этот холл полностью задрапирован гобеленами (как обклеивают стены обоями) фото 11,12. Гобелены, как известно, служили и для сохранения тепла. В данной группе помещений все выполнено в темном дереве с резьбой, имеются картины. Для просторных помещений характерен диалог противоположностей - прямых линий и округлостей, а также геометрические вставки и силуэтные решения, декоративные приемы (фото 3-12).
Мрачноватая атмосфера фундаментального готического стиля напоминающего о средневековье, заканчивается в светлых залах второго этажа (фото 13-18). Здесь верховенство естественного света и стекла, огромные окна, потрясающие панорамные виды из них, с балкона. Силы и эффекта естественного света никогда не добиться за счет искусственного освещения. С балкона и даже парадного двора, можно долго любоваться прекрасным видом на Кремль, «на 33 (?) золотых купола, украшающих Боровицкий холм». Мы не насчитали, даже с балкона, «ЗЗ золотых купола». Жаль, что на балконе нет цветов, как в Венеции, возможно, это отсутствие компенсирует умиротворяющая мягкость поверхности речной воды, которой любуются.
В торжественном зале с позолотой, лепниной в стиле классики, с картинами (фото 13-14), где центральные места отданы белому, явно роскошный дворцовый стиль, изысканная богато украшенная позолоченная резьба. Рядом, меньший зал с выходом на балкон (фото 15-17).
Для всех виденных нами помещений (высота потолков не менее 5 метров) характерна красота композиции, дозированное внедрение деталей и упорядоченность декоративного оформления, которые становятся выразительными тональными нюансами, растворяются в глубине пластичного объема, конструктивных решений. За их статичностью в пространстве, скрывается эспрессия прочтения. Очевидно, доминирует стиль готического модерна, а наличие элегантной классики, позволяет отнести интерьеры особняка к эклектичному дворцовому стилю. Фактически, этот особняк уже давно историческая классика.
Согласны с королевой Елизаветой II, это действительно красивая, статусная резиденция в мире, с уникальными видовыми характеристиками из здания, двора и с улиц. Ценный и привлекательный элемент эпицентра столицы, её элитной живой среды. Вечно модный и комфортный особняк для жизни у воды, где нет атмосферы недосказанного. Интерьеры можно смотреть долго, рассматривать часами. Надеемся, коллеги дополнят написанное, выскажут свое компетентное мнение. Остается надеяться, что во втором томе «Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества», будут поставлены многие точки.
28.11.2013