Юридические науки №5, 2012, с 18-24.
Кашуба В.В. - президент Благотворительного фонда «KASHUBA-DESIGN», лауреат академической премии имени А.Л.Чижевского в области искусства дизайна интерьера и архитектуры, член Творческого союза художников России.
Благотворительность в сфере искусства дизайна интерьера в России ХХI века – актуальный объект гуманитарных научных исследований?
При Возрождении искусства дизайна частного интерьера в России ХХIвека отмечаются попытки возрождения гуманитарных традиций России в форме благотворительности. Приводится личный опыт деятельности в cемейном благотворительном фонде, своего рода системном ядре в центре которого люди, а не деньги. Научные исследования различных аспектов феномена благотворительности не достаточны, они должны стать объектом регулярного изучения специалистов и пропаганды.
Renaissance art at private interior design in Russia marked the twenty-first century attempts to revive the humanitarian traditions of Russia in the form of charity. Provides personal experience in a family-charitable foundation, a kind of system kernel centered on people, not money. Scientific studies of various aspects of the phenomenon of charity is not enough, they should be subject to regular study experts and advocacy.
Девиз Благотворительного фонда «KASHUBA- DESIGN»:
Тому, кто помогает, помогает Господь!
В современном российском обществе каждый волен тратить своё время, знания, деньги, куда и на что угодно (1). В мировом рейтинге благотворительности Россия занимает 138-е место из 156 стран, только 3% россиян готовы бескорыстно помочь ближнему, т.е. благотворительность в нашей стране это не мода и даже не тренд. Необходимо менять и формировать вектор социальной концепции, общественного мнения о милосердии, добре и благотворительности, тогда и государство (чиновники) начнут реально содействовать процессу помощи людям, добродеятелям. Некоторые высказывания авторов опубликованных в СМИ статей о благотворительности вызывают недоумение («РГ» от 16.03.11.), поэтому не столько в плане полемики, ибо свое мнение данной газете высказал, сколько в плане информирования о необходимости проведения научных исследований в данной сфере, решил написать о своем, нашем маленьком, не легком гуманитарном опыте благотворительности, которым горжусь. Убеждён в семейной идее, сообразно возможностям, часть энергии, времени и средств тратить на помощь другим. Добровольно расставаясь со своими заработанными деньгами ради благих целей, я, семья и коллектив нашего малого предприятия, расходуем их целевым образом на бескорыстную помощь молодым дизайнерам интерьера, формирование новой социокультурной среды, подъём данного раздела креативной индустрии, увеличивая позитивное видение мира и количество радости в жизни. Возрождение искусства дизайна частного интерьера в России ХХI века, отражает заметно возросшую роль творчества, начало движения новых благотворительных гуманитарных процессов (1-5,14), продолжающих многовековые традиции. Для нас это не только чистая «приверженность музам, искусству и культуре», но и способ привлечь внимание к проблемам, нуждам и нуждающимся. Здесь примером могут служить подвижники из творческих союзов художников и архитекторов, президент РАХ, З.К.Церетели, для которого «благотворительность, как смысл жизни». Чувство альтруизма, подвижничество, жертвенность, милосердие, традиционные человеческие добродетели, корневая схема моего мироощущения. Наша системная программа одноразовой помощи и долголетнего действия эффективна.
Представляю наше семейное благотворительное движение, которое на протяжении 50 лет активно занимается позитивной общественной деятельностью, например, в экологии, гигиене, медицине. Последние 20 лет мы акцентированы на сферу искусства и культуры, в связи с чем, фонд приобрёл название «KASHUBA-DESIGN», эмблему, девиз. Правлением, консультативным советом, членами фонда и волонтерами, коллегами, в условиях чрезвычайно ограниченных финансовых ресурсов, но высокого энтузиазма, последовательно, пошагово безвозмездно осуществлен целый ряд мероприятий, получены позитивные результаты, превысившие ожидания. Нами используется принцип «коллектив-проект». Выделю некоторые значительные конкретные гуманитарные результаты, реально бескорыстно сделанное нами, совместно со многими хорошими людьми, государственными служащими, волонтёрами, без добровольной помощи которых, ничего полезного сделать нельзя. В какой - то степени это примеры мессианства, блага, зачастую, для неопределенного круга лиц.
- Продолжаем проводить научные исследования в сфере высокохудожественного искусства дизайна интерьера, экономики и менеджмента. Выявлена непростая связь креатива, культуры, экономики с социальной политикой в РФ (1-3). Энтузиастами реализуются предложенные нами с коллегами меры, способствующие - ликвидации наметившегося разрыва с экономикой, менеджментом в проектной работе, в том числе, в плане взаимодействия систем проектирования интерьера и управления инновационным развитием креативных малых предприятий, в образовании дизайнеров (1,2,4,6-13). Гуманитарные научные исследования различных аспектов благотворительности в данной сфере не проводятся, в литературе материалов не достаточно.
- Издана прорывная, пионерская книга «Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна» – итог пилотного некоммерческого социального инвестпроекта (1). Своего рода учебно-методическое пособие выпущено Международным бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA-DESIGN» совместно с Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г. Строганова, Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова (РЭУ). Обучение менеджменту, экономике стоит очень дорого, кроме того, креативным специалистам очень трудно учить дисциплины, даже терминология, понятия неизвестны художникам. В то время, как эти знания, в современных условиях капитализма, всем необходимы. С большим трудом получив их (мне помогали даже сокурсники), вынесенные знания и опыт суммировал, систематизировал, структурировал, адаптировал, и, затратив много сил и средств, с коллегами безвозмездно передал другим. Книга распространяется нашим Благотворительным фондом бесплатно. Особенность ещё и в том, что книга подготовлена и издана за счет группы энтузиастов, госбюджет, государственные Вузы не затратили ни копейки. Кроме того, 12 членов творческого коллектива, из которых 6 профессоров, лауреат Госпремии РФ, заслуженные деятели искусств и члены союзов художников РФ, доценты, кандидаты наук, иные сотрудники, не получали гонораров. Книга имеется в 12-ти странах мира - от США до Ирана, например, в различных библиотеках- РГБ, Британской, муниципальных - МГ деловой библиотеке, Вузов – РЭУ, МГХПА, СПб ГУ технологии и дизайна, Akademia Sztuk Pieknych w Gdansku, известных фирмах Atelies I.B. Chapuis (Франция), Саsalgrande Padana, Atlas concorde (Италия). Многочисленные презентации книги, в том числе зарубежные, отзывы, подтверждают её полезность (2,4,6-13). В порядке иллюстрации, специалисты Феррарской школы архитектуры, признанной лучшей в Италии за последние 10 лет, получив книгу сразу отметили правильность необходимого союза дизайнеров, архитекторов с экономистами. Книга - элемент бескорыстного служения интеллигенции гражданскому обществу. Впереди – необходимое издание Руководства.
- Будучи частным, приватным, зависимым от кошелька и иных прихотей, искусство дизайна высокохудожественного интерьера оказалось за общественным барьером, а дизайнеры и архитекторы анонимными, т.е. изолированными от социума, сферы информационных коммуникаций, за стеной от широкой публики, не готовой к восприятию нового художественного видения и знания (1,10). Зачастую навсегда, к сожалению, дизайн интерьера исчезает из вида общества, суживая понятие прекрасного. У меня родилась идея формирования живой некоммерческой социальной коммуникативной сети известных дизайнеров, архитекторов ХХI века посредством демонстрации итогов их достижений в искусстве и личного общения со зрителями, через фестиваль (выставки и иные его мероприятия). Эта инновация - элемент разноплановой поддержки того нового творческого движения, что возродилось в РФ с появлением частной собственности (1,6-13). Ныне обширны публикации о Первом российском некоммерческом фестивале высокохудожественного дизайна интерьера ХХI века, «INTERIOR - FEST» (7-11).
Этот стратегический проект, успешно запущен в социум Благотворительным фондом «Kashuba-Design», общими силами с коллегами –подвижниками, энтузиастами из Лазерной академии наук РФ, Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», учреждениями культуры и многими другими, при поддержке РАХ, ТСХР (7-11). Этапы фестиваля проведены в двух регионах РФ (7-11). Основа философии фестиваля, его цели и задачи, сформулированные мною, успешно реализованы, а стратегический геобренд «Россия страна креатива, Москва-столица креатива», расширил пул пользователей и географию (4,7,10,12). Фестиваль, его запоминающиеся результаты, красота, отражают факт свободы творчества, творческой открытости, реализуют право граждан на доступ к произведениям искусства, национальным культурным ценностям, развитие в эстетической и эмоциональной сферах, вовлечение в креативную жизнь.
- В реализации нашей культурной программы обучения и просвещения, развития и популяризации среди молодежи дизайна, творчества в сфере искусства интерьера и архитектуры, среди разнообразных бесплатных мероприятий «INTERIOR - FEST», консультации для населения и предприятий, проведение мастер – классов, выставок творческих, созидательных работ детей, школьников, подростков, молодежи, демонстрирующих свои достижения. Может быть, благодаря многогранному фестивалю, серии публикаций, включая научные статьи о нем, о мейнстримовском, революционном творчестве дизайнеров и архитекторов, художников, кто-то узнал о других взглядах и ценностях, изменит своё настоящее, определится со своим будущим, произойдут положительные перемены в культуре личности.
- Организована серия бесплатных изобразительных демонстраций, не только в рамках фестиваля, (СМИ, каталоги, слайды), разговорных (дискуссии, публичные выступления, интервью, лекции, беседы, презентации, мастер-классы, консультации) и иных форм общения с людьми на разных площадках, в разных городах и странах. К примеру отмечу, 24.11.11.на крупнейшем международном форуме «Сохранение культурного наследия» (организаторы-Минкультуры РФ, Государственная Дума и Федеральное Собрание РФ) фондом «Кashuba-Design», при содействии ВВЦ, ВОПИК, проведен круглый стол «Искусство исторического и современного интерьеров -фрагмент креативной индустрии»(подробнее,6,10). В интерактивном режиме обсуждалась тема:Москва-столица креатива и креативного класса, различные аспекты развития в РФ творческой индустрии, включая рыночные механизмы.
- В интересах общества, мною безвозмездно подготовлены и направлены: 21.12.2011 года аналитическая записка «Москва-столица креатива (креативной индустрии и креативного класса)» и служебная записка (11.07.12) «О необходимости стационарной выставки «Высокохудожественного интерьера России ХХI века» и продолжения проведения российского некоммерческого фестиваля аналогичной тематики, мэру Москвы Сергею Семёновичу Собянину, в которых сделан ряд ключевых предложений (12).
- Мною направлены информационные письма, ведущим специалистам, деятелям культуры и искусства, в творческие союзы, по проблеме охраны интеллектуальной собственности, авторских прав в сфере креативной индустрии, включая информацию об итогах форума (5), написана статья. Чем больше авторитетных креативных личностей выступит по данной теме, сумеет лоббировать в законодательных органах и правительственных кругах интересы творческого, интеллектуального сообщества, тем больше шансов у власти грамотно сдемфировать негативные для него последствия вступления РФ в ВТО.
- Мною безвозмездно предложен стратегический геобренд инновационной страны «Россия - страна креатива, Москва - столица креатива»(3-5,7-12). Творческие люди нашего Благотворительного фонда готовы на добрый поступок - подарят своему государству, для всех креативных россиян, новый интегральный бренд. Его стоимость может составить многие десятки миллиардов долларов, коммерческая потребность бизнеса в нём значительна. Бренд – знак и символ несырьевой экономики России, креативной индустрии и креативного класса, отрывает широкие возможности для сохранения и развития интеллектуального ресурса страны. Расширяется круг мероприятий с данным брендом (3-5,7-12), что означает «топ №1», но это пока не столько имидж и степень влиятельности, известности, сколько указание, что людям, мероприятию, предприятию, устойчивому рыночному продукту, можно довериться. В креативных ресурсах наше главное национальное богатство и достояние. Необходимо резкое расширение частно-государственного партнерства, основанного на развитии творчества (1,3,14).
- Начиная с 2010 года, выделяется персональная годовая стипендия для студента 4-го курса (победителя конкурса) и на заседании Ученого совета МГХПА имени С.Г.Строганова вручается именной Диплом. Как оценить радость и гордость родителей стипендиата, данное событие в наших семьях на всю жизнь?! Отсюда, важно стимулировать мотивацию и других студентов к учебе. Стипендиату предоставлено право на: внеочередную бесплатную стажировку в Международном бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», размещение информации о себе и портфолио работ на сайте, оказано содействие в бесплатном участии в выставках и пр. Отрадно, нашей стипендиантке Екатерине Мациевской присуждено первое место в конкурсе галереи «Neuhaus».
- Членами Благотворительного фонда «KASHUBA-DESIGN» по разным причинам, не часто осуществляются согласованные действия с клубами при профессиональных журналах, сообществами, частными фирмами, другими фондами, необходимые для умножения реальных достижений, совместной оценки стратегической и тактической ситуации в сфере дизайна интерьера, архитектуры, культуры (4-6,12-14). Тем не менее, достигается во многом свободная циркуляция идей, бесплатный доступ к знаниям и творческим произведениям для всех, сохранение традиционного механизма передачи знаний и культурных ценностей.
- Представление на выставках материалов о деятельности Благотворительных фондов, например, «KASHUBA-DESIGN», спонсорах, продукции СМИ, это - современный взгляд на новые возможности (3,7). Новой технологией музейно-выставочной инфраструктуры демонстрируется взаимодействие частных денег и искусства, формой диалога, межперсонального общения, нащупываем поддержку аудитории, формируя смыслы социальной и личностной культуры. Обществу, молодежи важны положительные примеры, в том числе и благотворительные. Полезно в каждом регионе, муниципалитете издание Лонг-листа благотворительных организаций и деяний, а также лиц, откликнувшихся на любую благотворительную акцию. Тогда меньше станет фрагментарности и равнодушия. Для развития необходимых гуманитарных взглядов и знаний, давно назрела необходимость освобождения благотворительности, коллекционеров от обременений, требуется закон о меценатстве, иной порядок налогообложения пожертвований.
Готовятся новые проекты.
Исторический интерьер, прошедший через время, обладает максимальной способностью передавать ошеломляющее ощущение, источать ретроновизну (1-3,7-12). Он вдохновляет, увязывается с современным интерьером. Первое десятилетие ХХI века называю «золотым» периодом Возрождения дизайна интерьера и архитектуры новой России (10). Нынешний интерьер, это уже не только современная реалия, но и историческая, художественная и культурная ретроспектива. Мало научных работ, выявляющих и сохраняющих историю современности. Демонстрация современного высокохудожественного дизайна частных интерьеров, как предполагаемых памятников культурного наследия, всегда необходима и должна приводить к изучению интерьеров-их охране, сохранению. При прогностическом, прагматичном подходе, гораздо меньше средств потратится на реставрацию, воссоздание заново исторических интерьеров любой эпохи, типичных для культуры конкретного периода (3-10). Повторюсь в очередной раз, еще не поздно сохранить в Москве живьем одну архаичную, из первой серии, типовую панельную пятиэтажную хрущобу, со всеми реальными условиями быта, сделать из неё музей, добиться создания «Музея советского быта» (3-10,12).
Интернет-музей интерьера России ХХI века. Считаю важным некоммерческий проект создания интернет - музея интерьера - это специальная, оригинальная «вещь», категория, своего рода художественный медиацентр искусств, электронная видеогалерея и библиотека для Интернет – «вещания». Актуальна попытка воссоздать энциклопедическую, музейно (в контексте) и художественно, научно осмысленную картину искусства современного дизайна интерьера РФ, его шедевров, традиций и инноваций разных школ и стилей. Аналогов пока ещё нет ни в РФ, ни за рубежом. Это нечто новое, другой размер предметно-пространственной среды, другая цветопередача, другие эмоции, нечто принципиально новое, своего рода какой –то иной «жанр» эпохи Интернета, до конца ещё не осознаваемый, через частное и общее, его глубинный и глобальный смысл. Такого разнообразия и количества экспонатов не может организовать ни один музей мира. Музей интерьера может стать позитивным примером выразительной красоты и дела, вкуса и таланта архитекторов, художников, дизайнеров, заказчиков, инженеров, строителей РФ, которые «изготовили» его экспонаты.
Задача, как добиться зрелищности и интеллектуальной изобразительности, доступной для широкой аудитории, ведь интерьер ХХI века-креативное слияние, синтез искусств и новейших достижений науки и техники (1). Мною сделано творческое предложение телеканалу «Культура» и представлен эскиз авторского проекта «Российский высокохудожественный дизайн интерьера ХХI века».
Некоторые люди, по непонятной ассоциации, любую общественную работу пытаются рассматривать только как маркетинговые ходы, поддержание имиджа, своего рода бизнес-манипуляции, типа рекламных компаний. Это во многом ложная ассоциативная восприимчивость, не стоит впадать в аларм из-за использования денег, речь идет о приватном консолидированном пространстве креатива и культуры, обязательной лепте профессионалов, креативных людей в общественную жизнь (3,7,10). Например, известные архитекторы, дизайнеры, художники бесплатно выступают приглашенными редакторами специализированных журналов, оказывают экспертное содействие, готовы содействовать и участвовать в гуманитарных научных исследованиях различных аспектов благотворительности в данной сфере. Их общественную и гуманитарно-благотворительную деятельность, следует считать вкладом в новую парадигму общественного развития, связанную с креативом и культурой. Любые формы некоммерческой деятельности, различные аспекты феномена благотворительности, должны стать объектом регулярного научного изучения. Предстоит продолжать начатую сложную работу по изменению ментальности и мотивации собственников высокохудожественных интерьеров помещений, в частности, рассматривать публичную демонстрацию их изображений в СМИ, в музеях, на выставках, как личное участие в благотворительной акции, как элемент престижа, вкуса, гламура, креативности и пр. (1,10) .
Итого, мне лично и коллегам не нужны лишние полномочия, лишние обязанности и лишняя ответственность… Некоторые авторы, не только в «РГ», пишут «о жажде и выгоде позиционирования» благотворительности, о тайных целях «влияния на власти», о повышении «статуса»!? Где моя статусность, если она не укладывается в современный прагматичный стиль, обыденную логику бизнеса любой ценой? Где? В альма – матер, где меня учили 6 лет, не считая аспирантуры, или в средней московской школе № 915, художественной школе №1 на Остоженке? Для меня преподаватели, профессора, как были учителями, так и останутся ими навсегда. А пример с бесплатной книгой, только за издание которой, с нас в типографиях требовали ~ 200 000 руб. И сколько людей нам помогало, всех не отметишь в статье. Приятно и моим сотрудникам, затраченные деньги не лишние для них и малого предприятия, но ужались, поделились… Где, в чем наш особый «статус»?
Теперь о «выгоде». Моим клиентам нужен элитный эксклюзивный высокохудожественный интерьер, а моя, наша благотворительность, «имидж филантропов», их не интересует. Это реально и правильно. В булочной меня интересует хлеб, его цена, качество, а не то, что её коллектив помогает бездомным, меценатство на статус хлеба и имидж булочной не влияет. Не сказывается также на конкурентных преимуществах продукта, на его позиционировании, на брендинге предприятия. А отсюда, нет нужды у предприятия «набивать себе цену» благотворительностью, афишировать её. И уж тем более мы «не ублажаем власти», о благотворительности их не информируем, ибо семейный Благотворительный фонд «KASHUBA-DESIGN», естественно, не входит в перечень из 18 фондов, не подлежащих налогообложению, согласно постановлений Правительства РФ. Нужно развеивать глупости, разлагольствования о благотворительности тех, которые этого «не проходили» и им «не задавали», не бояться предоставлять слово осваивающим тернистый путь. Добрые дела и поступки на данном этапе не стоит скрывать, поэтому на выставках в витринах мы выставляем вехи, материалы о деятельности Благотворительного фонда «KASHUBA-DESIGN» (7-11), которая отмечена Благодарностью Мосгордумы, оргкомитета «INTERIOR - FEST» и многих обычных граждан. Этих моментов нравственности и взаимоуважения достаточно всем.
Заключение. Мною рассмотрены индикаторы определенного наследия, которое осталось после этапа нашей позитивной благотворительной деятельности. Разработка и реализация инициатив, проектов сегодня и в дальнейшем, позволит значительному числу творческих людей воспользоваться своим природным даром и профессиональной квалификацией в интересах общества. В будущем успехе благотворительности и взаимопомощи, интеграции частных денег в искусство, культуру России я не сомневаюсь. Дизайн интерьера должен стать элементом обязательного российского культурного присутствия и гуманитарного влияния в мире. Нужно продолжать коллективные усилия в данной сфере, в том числе и научные. Будем жить лучше, будем больше помогать друг другу! Становитесь соавторами, спонсорами конкретных дел, событий, нужны новые лица и имена, новые взгляды, всесторонняя поддержка. Принимаем любую добрую помощь, кроме денег! Мы не делаем в статье конкретных предложений, но знаем о возможности наличия точек соприкосновения в вещах сугубо практических. Если Вы, прочитав наши материалы, найдете возможность соучастия, будет хорошо для дела, заметного влияния. Членский билет - желание и время. Мы готовы предложить Вам содействовать нашим проектам и готовы принять участие в Ваших, связанных с творчеством, направление - искусство дизайна интерьера. Принципы партнерских, совместных, товарищеских отношений и умножения креативных усилий сообществ- никто не отменил.
Литература.
- Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А. и др. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М., 2011, -152с.
- Соловьёв Н.К. Отзыв на книгу "Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна"// «Вопросы экономических наук». 2012. №2. С.14-15.
- Кашуба В.В. Некоторые экономические аспекты проблемы превращения России в страну креатива // «Проблемы экономики». 2012. №2. С.35-41.
- Ежегодная Дизайн-Конференция 2012г., ВВЦ.
- V Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век», 2012
- «Галерея недвижимости» //Пресс-релиз журнала. 08.12.11.
- Кашуба В.А., Журавель В.М. Российский высокохудожественный дизайн интерьера ХХ1 века в музее ХХ века // «Современные гуманитарные исследования». 2012. №2, с.80-86.
- Высокохудожественный интерьер России начала ХХI века // «Губерния». 2012. №1. С.30.
- Евстигнеев А.Р. Открой новый творческий маршрут/ТСХР. RU. 2012, №5, с.14.
- Кашуба В.В. Об искусстве дизайна интерьера в «золотом» десятилетии XXI века // «Вопросы гуманитарных наук». 2012. №2. С.115-122.
- Петлина С.А. Слово о дизайне интерьера / «Наше Красково сегодня». 29 июня 2012, с.12.
- Кашуба В.В. Аналитическая записка. Москва-столица креатива(креативной индустрии и креативного класса) / ТСХР.RU., 2012. Январь, №3. С.1.
- Клуб архитекторов и дизайнеров. «Дом интерьер (международный журнал о дизайне)» // 2012.№1-2. С.154-155.
- Государственно-частное партнерство в сфере культуры: год спустя //«Учреждения культуры справочник руководителя». 2011. №8. С. 5-17.
11.01.2013