Мост на Дрине (срп. Hа Дрине hyпpиjа), так называлась выставка известного российского художника Александра Лозового, посвященная талантливому югославскому писателю Иво Андричу, лауреату Нобелевской премии в области литературы (1961 года). Иво Андрич (Иво Андрић), всемирноизвестный прозаик, его историческая и классическая проза неоднократно издавалась в СССР, многие произведения можно ныне скачать бесплатно из интернета. Его роман «Мост на Дрине» был издан в Москве в 1974 году. Именно данный мост, история жизни людей разных национальностей вокруг него, на реке Дрине, на протяжении 400 - летия Балкан - основа романа. Герой, построивший мост, и сам мост, стали символами «стойкости и исторической веры сербского народа в справедливость, дружбу и все хорошее,.. желания принадлежать свой истории и гордиться этой принадлежностью». Кстати, у Иво Андрича есть еще историческая работа «Мост на Жепе», вероятно, для него мосты, крепость соединения разных берегов, имели доминирующее значение, символика носила харизматическую ауру. Для меня мосты, особая категория красоты и функциональности, таланта архитекторов и инженеров, уже создан 300 метровый стеклянный мост, побывал на них и повидал много, даже на своем профильном сайте www.kashubadesign.ru написал заметку (Архитектура мостов). Однако, Мост на Дрине стал известным в мире, действительным символом Сербии и Балкан, мостом в историю и действительность сербской и славянской цивилизации. Не случайно, на открытии выставки были послы Боснии и Герцеговины, Черногории и много россиян, славян.
Выставка открылась 2 декабря 2014 года в Посольстве республики Сербия в Москве, организована им и популярной арт-галереей «73 улица» (www.73-street.ru). Открывая выставку, доктор Славенко Терзич, Чрезвычайный и Полномочный посол республики Сербия, будучи ещё и крупным историком, философом, культурологом, отметил влияние творчества Иво Андрича на творчество Александра Лозового, связи сербского и русского народов, славян.
Куратор выставки Елена Комаренко, рассказала об истории и необходимости в такой выставке. Не обошлось и без стихов, с которыми поделился поэт К.А Кедров. Скромный художник Александр Лозовой отметил, что некоторые картины родились недавно, ещё свежие, а потому без рам. Мне это напомнило его мастерскую, которую удалось посетить, и, как представляется, придало шарм выставке, сделав её креативной и камерной. Вот такое единение культуры, наверное, в этом - рефрен мероприятия в Москве. Картины Александра, его самобытная манера, яркий колер и стилевые тренды, разные сюжеты, особенно мост на Дрине и разная вода (очищение), запоминаются. В одну и ту же воду он не входит дважды. Изображение особенно оживает, натурализуется, если смотреть издали, благо, возможность выставочного зала позволяла менять ракурсы.
Поразил интеллектом, культурой и обаянием посол Славенко Терзич, который свободно и приватно, на русском языке общался с пришедшими, рассказывал много интересного, понравилась его история о Белом ангеле. Нам хотелось бы, чтобы в рамках Фестиваля «INTERIOR-FEST - 2015», доктор С. Терзич высказал свои мысли и соображения об истории, культуре и искусстве Сербии перед дизайнерами, архитекторами, художниками РФ. Выставка, которая открыта, призывает к этой встрече. Я впервые в Посольстве Сербии и не был, к своему сожалению, в братской стране, но немогу не отметить царившую атмосферу радушия и доброжелательности, отсутствие помпезности. Приведу, необычный микропример, во время фуршета мне понравилось замечательно запеченное мясо, даже добавки захотел, подошел к женщине, которая помогала в раздаче, попросил по - сербски «Молим Вас, мали…». В ответ по-русски, мясо вкусное, понравится. И положила… много. Это сразу напомнило мне мою маму и бабушек, доброту всех русских женщин. Оказывается, и в Сербии такие заботливые.
Красочный проспект выставки издан на 2-х языках, но содержимое с сербского переводится легко. Выставка открыта на ул. Мосфильмовской, 46, стоит посмотреть.
Валерий Кашуба, член Московского союза архитекторов.
04.12.14