В сборнике научных трудов опубликована актуальная статья Валерия Викторовича Кашуба: Кашуба В.В. Необходимо провести в России выставку российского дизайна интерьера начала ХХ и ХХI веков //Сборник научных трудов "Современное общество, образование и наука" Тамбов.31 июля 2013, часть 1, с. 76-79.
Валерий прав, стоит оглянуться на Россию прошлого века, на отечественных корифеев архитектуры и дизайна интерьера. Мы все оттуда. Выскажите свое мнение, подумайте о своем участии, давайте предложения.
Необходимо провести в России выставку российского дизайна интерьера начала ХХ и ХХI веков.
Искусство человечно,
Творчество Божественно.
поэт Терентий Травник*.
Сегодня важно иметь и не потерять отечественную историческую перспективу в искусстве дизайна интерьера и архитектуры. Необходимо провести в городах России, столице, выставку дизайна интерьера «Российский интерьер - 100».
Abstract. Today it is important to have and not lose the domestic historical perspective in the art of interior design and architecture. Should be held in Russian cities, the capital, an exhibition of interior design "Russian interior - 100"
Сегодня важно иметь и не потерять отечественную историческую перспективу в искусстве дизайна интерьера и архитектуры. Необходимо провести в городах России, столице, выставку высохудожественного дизайна интерьера «Российский интерьер - 100», начала ХХ века (до начала 1-ой мировой войны) и начала ХХI века, сравнить первые 14 лет нынешнего века с началом прошлого века, т.е. как бы 100 лет спустя. Большая ценность, что через 100 лет сохранились интерьеры, фото их дизайна, многие предметы, картины, скульптуры, коллекционная посуда и пр., за которыми стоят имена создателей. Интерьеры и в России стали памятниками, произведениями высокого искусства! За рубежом это давний факт, что ещё раз подтвердила недавняя выставка итальянского фотографа Массимо Листри «Перспективы / Prospettive» в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (1).
Россияне стали собственниками недвижимости, а дизайн интерьера, для многих прикладная дисциплина, хотя и лидер в креативной индустрии, значимая часть искусства и современной культуры. Психология и нравы людей в новом веке изменяются, дизайн интерьера должен приводить к положительным, нормальным созидательным последствиям, демонстрируя границы творчества, вписывающиеся в законы и положения об архитектуре и дизайне, строительстве.
Опубликованный, экспонирующийся дизайн интерьеров, позитивно влияет не только на ощущения, эмоции людей, на него реагирует и человеческое сознание (1-8). Исторические стили в интерьере пока не забыты профессионалами, их компетентное мнение можно и нужно, видеть и слышать не только в музеях.
Многовековые национальные особенности и традиции в дизайне интерьера, декоративном искусстве России – малозаметны, ибо мы говорим о доминировании европеизма, о таких стилях, как ампир, барокко, модерн и др. Особенно это проявляется в интерьерах дворянских домов, местах обитания и быта, отражающих внутреннюю жизнь русских в тех конкретных временных периодах, разных моментах мировосприятия и переживания ими течения времени. Люди всегда стремятся познать буквально - место человека в мире, оно многое рассказывает о нем, об архитектуре, дизайне, искусстве и времени. Суть не в отличиях и особенностях российского дизайна (архитектуры, живописи, скульптуры), оно было частью не только европейского искусства и культуры. Сегодня речь не идет о переидентификации культурно – цивилизационной сущности людей и искусства в нашей стране.
В новой России активно возрождается и развивается дизайн интерьера, ведущее направление в креативной индустрии. Не только Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», все профессионалы на практике в современных условиях, сохраняют и приумножают классические академические традиции, укрепляют славу вневременной классики, придавая ей новые высокохудожественные измерения, параметры, функции, созидая качественный именной дизайн интерьера (1,2,8). При этом, никто не забывает, что творит в ХХI веке. Наряду с профильными глянцевыми журналами, музеями, креативные малые предприятия, поддержали целый ряд некоммерческих мероприятий, например, Первый Российский некоммерческий фестиваль высокохудожественного дизайна интерьера России ХХI века, в частности, INTERIOR-FEST 2012, 2013. От этого фестиваля нет денег, дохода, выгод имущественного характера. Например, прогрессивные российские СМИ оценили своевременность, актуальность, уровень и глубину его мероприятий: выставок, семинаров, мастер – классов, конференций и пр., ибо они не только платформы для обмена информацией и опытом (4-9).
Накоплен богатый опыт, необходимо сопоставить раритеты российского дизайна интерьера ХХ века и современные интерьеры (1,6-8). Мы не один раз писали, обращались в различные музеи, начиная с Ирины Антоновой, с предложением провести такую сравнительную выставку «Российский интерьер 100», но желающих в госучреждениях не нашлось. А ведь это - историческая и новая аура, представляет реальную ценность познания социумом. Каковы шаги к развитию культурной цивилизации? Выставка даст образец того, как жили и как можно жить, её ценность определится влиянием на людей и фактом или возможностью присутствия в их жизни. Выставка может развиваться не только в реальном, но и виртуальном интеллектуальном пространстве, продвигать ценности культуры и искусства, учить взрослых и детей. Почти у всех граждан нет фундаментального академического художественного образования, нет профессиональных дизайнерских знаний и фантазий, но, даже отчасти, проникая в тайны представленного интерьерного бытия, они пробуждают свою креативную основу. Такова важнейшая функция искусства. Интерьеры должны быть художественно понятны, для чего необходимо просвещение. Действенна триада: увидят, услышат и поймут. Научившись видеть хорошее, люди смогут изменить плохое. Пропаганда в обществе идей созидательной деятельности полезна. Чем больше дизайн интерьера занимает места в СМИ, обсуждениях, чем больше поглощает культурного, медийного, информационного пространства, тем более он нужен, важен и значим для жизни людей в РФ. Культура воспитывается, медленно выкристаллизовывается чувственное начало и дает толчок сознанию, которое порой может дремать. Дерзкий и независимый вкус экономически активных людей, может расширять аспекты проблемы восприятия интерьера, однако, не просто формируется понимание результатов творческой жизни. Трудно быть тамбурмажорами продвижения российского дизайна интерьера ХХI века, особенно в связке с ХХ веком. Сложно сказать, сохранится ли дизайн современного интерьера через 100 лет, даже с авторскими именами, не потеряет ли своей ценности к следующей выставке-200? Интерьеры не памятники, лишь немногие сохраняют веками.
Уникальная сравнительная выставка, станет важной вехой в истории развития дизайна интерьера и архитектуры, символизирует и характеризует возрождение России.
Речь не о том, чтобы собрать арт-фото высохудожественных интерьеров со всего мира, сделать мультикультурную некоммерческую выставку, хотя и эта моя идея замечательная и прогрессивная, она нацелена на поддержание священного творческого огня на планете. Для нас сегодня актуальнее, ближе, только родное, высохудожественное, российское. Повторю, кроме обращений, наши статьи на тему данной выставки: на сайте www.kashubadesign.ru, например, «Место человека», в научных журналах (3-7,9) остались незамеченными. Кто и как может подарить россиянам непростую гуманитарную выставку «Российский интерьер 100»? Речь идет о поддержке исторической части выставки, остальные расходы могут взять на себя её участники, например, публикацию каталогов, пригласительных билетов, афиш. Неизвестно, даже ориентировочно, когда будут приняты очень значимые решения в отношении пионерской сравнительной выставки, комплекса патриотизма в делах, солидарности со своей страной. Мы должны коллективно продвигать идеи развития отечественного дизайна интерьера, если нам есть чем гордиться, то значит и России.
15. 11.13