Кашуба В.В. опубликована ниже приведённая статья в научном журнале «Проблемы экономики». 2012. №2. С.35-41.
Некоторые экономические аспекты проблемы превращения России в страну креатива.
Кашуба Валерий Викторович, генеральный директор Международного бюро интерьера «KASHUBA DESIGN», член Творческого союза художников России.
В качестве несырьевой модели развития государства и столицы, предложен и рассматривается пилотный проект, новый концепт и идея интегральной программы: «Россия -страна креатива, Москва - столица креатива», проблемы креативной индустрии и креативного класса». Стоимость этого нового объёмного центрального бренда может составить многие десятки миллиардов долларов, коммерческая потребность в нём значительна. Бренд – знак и символ несырьевой России, мультикультурной креативной индустрии и класса, отрывает широкие возможности для сохранения и развития стратегического интеллектуального ресурса страны, высокопотенциального рынка с высокой корреляцией с другими рынками.
As a non-primary model of state and capital, is proposed and is considered a pilot project, a new concept and the idea of an integrated program: "Russia is a country ofcreative, Moscow - the capital of creativity," the problem of the creative industries andcreative class. "The cost of this new volume of the central brand could reach many tens of billions of dollars, the commercial demand for it is significant. Brand - a sign and a symbol of non-raw materials in Russia, multicultural creative economy and class, removes opportunities for conservation and development of strategic intellectual resources of the country, high-grade market with a high correlation with other markets.
«В стратегическом плане Россия не может не озаботиться проблемой ускорения экономического развития. Для нашей страны это является одним из условий выживания и сохранения своего места в мировой цивилизации и политике. Нельзя до бесконечности стагнировать или развиваться более низкими в сравнении с другими странами темпе, особенно принимая во внимание опасную тенденцию абсолютного сокращения населения в России» (2). В заключении Нобелевского комитета указано: «Основные зкономические проблемы одинаковы для любого общества..., ведь они решают одинаковые задачи, так как запас ресурсов ограничен и их нужно оптимально использовать». Россия богата стратегическим ресурсом - интеллектом граждан, однако отчасти спонтанно реализуется общегосударственная задача их вовлечения в творчество, в частности искусство дизайна. В многовековой триаде: творчество, искусство и бизнес, какова экономическая роль и стратегическая значимость важнейшего интеллектуального ресурса в ХХI веке? К призовым местам выходит творчество, рассыпанное во всех сферах жизни, и формирующийся творческий класс, составляющие основу творческой индустрии.
Творчество важнейший способ развития не только тех отраслей, к которым имеет непосредственное отношение- наука, искусство, производство, промышленность, архитектура, мода, СМИ и пр., но и других сфер. Термин креативность стал употребляться широко, о креативности в мире говорят как о философии, психологической концепции, ибо творчество интегрировано во все ключевые процессы современности, осуществляет переход к созданию гармоничного мира. Специалистами фонда М. Прохорова введено новое понимание «культурной столицы», «многостоличности», в стране действуют различные технологии по воспитанию российского креативного класса, подъёму авторитета дизайнеров, вне зависимости от профессиональной, национальной принадлежности. Творческий человек, дизайнер, может почувствовать и проявить проблемы, еще не осознанные обществом.
Молодой креативный класс России легко воспринимает экономическую, институциональную модернизацию, соотносит себя с переменами и способен к конкуренции. Многие творческие предприятия научились держать удар и готовы к стресс-сценариям, поступательно движутся вперёд, расширяют географию присутствия. Наши творческие специалисты, конкурентоспособная инновационная отечественная продукция, Made inRussia, без должной поддержки государства, выходят на зарубежные рынки, т.е. в огромный сектор мировой креативной экономики. Это - успех заново создающейся отрасли креативной индустрии, творческий результат модернизации страны, весьма важный для славянского и русскоязычного пространства, для ЕС, мусульманского мира (1,3,4). Для развития добросовестной конкуренции, стимулирования конкурентоспособности, необходима конкретная поддержка государства, дающая преимущество, а на нашем рынке вольготно зарабатывают другие.
Ценник и «кошелёк» продвигают, вдохновляет искусство и разные культуры, альянс бизнеса и искусства (культуры) характерен и для рыночной экономики, это, по мнению С.Б. Войтковского (3), исторически сложившийся феномен цивилизации. Кстати, М.Ломоносов, также реализуя нужду власти в предметах роскоши - фарфоре, мозаике, стеклярусе, красках, лаках, проводил научные исследования и создавал российское производство. В актуальном профессиональном креативе доминирует коммерческая сторона. Трудно не увидеть, что неравенство в финансовых средствах (богатстве), порождает неравенство возможностей, но в отношении искусства многое нивелируется, для процесса творчества они второстепенны, ибо ценность его результата, продукта, измеряется не только цифрами и стоит больше истраченных средств. Деньги - ценный интегральный носитель не только экономической информации, они условие необходимое, но недостаточное, зелёный цвет светофора. Даже при наличии денег встречается безвкусие, заметна проблема со вкусом, много пошлости, кричащей тривиальной роскоши. Без зрителя, читателя, пользователя, роскошь бесполезна и бессмысленна, как и сами деньги.
Стяжательство творческих людей неуместно даже в высоком ценовом сегменте. Не всегда конъюнктурная позиция сказывается на таланте. Безусловно, деньги связаны с властью. Власть пытается манипулировать людьми искусства, использовать их в политических целях. Большие деньги, крупный бизнес, зажигают звёзд архитектуры и дизайна, влияют на данную отрасль, где многое можно просчитать. Здесь a priori нельзя быть независимым от заказов и заказчиков, ибо делаешь конкретно для них, необходимо учитывать их предпочтения, т.е. вкусы и желания потребителей. Явное отличие от музыканта, художника, которые, при наличии денег, могут делать, творить то, что считают нужным.
Серьезны стратегические и тактические проблемы креативной индустрии, которую можно отнести к приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики и управления. В конкуренции между городами, регионами РФ, странами, велика роль креатива (1,3-4). Многие актуальные экономические и управленческие тезисы развития, связанные с креативом, изложены в книге «Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна» (1). Она выпущена Международным бюро интерьера «KASHUBA-DESIGN» совместно с Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова, Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова и распространяется в РФ, за её пределами - бесплатно, в рамках благотворительной акции. Делая книгу, мы не участвовали в книжном рынке, не способствовали его расширению, мы желали иное, бесплатную для читателя книгу. Тем самым, участвовали в бесплатном распространении знаний, доступе всех к знаниям, включая передачу её в библиотеки. При этом понимали правоту С.Степашина, цит.: «продвижение книги- это дорогое удовольствие»*. Но первые 500 экземпляров разлетелись, уже в 8 странах, включая США и Иран. Наша книга из РФ, заняла своё историческое место в мировой экономический и дизайнерской литературе, Задача искусствоведов облегчена, нет нужды черпать «пустоту» из серьезных архивов.
Известно, что в РФ сложно создать любое малое предприятие и сделать его прибыльным, и в тоже время трудно представить бизнес без креативных малых предприятий, нестандартных инвестиций. Творчество объединяет народ, через него любое правительство может опереться на бизнес, на его финансовые ресурсы, менеджмент, с современной управленческой практикой, кадровый потенциал.
В нашей стране о креативных предприятиях вообще мало информации, нет учета предприятий креатива, работников, факторов риска, законодательной, юридической поддержки и пр., т.е. учета потенциала креативной индустрии. Суживается бюджетное пространство, крупные средства достаются избранным ассоциированным кланам, продолжается монополизация креативного рынка, захват крупными предприятиями «публичного пространства творчества». Например, к процессам дизайна интерьера, архитектуры, случается, привлекаются организации, структуры, чей профессиональный статус и компетенция ничем значимым не подтверждены, а отсюда не подтверждается профессиональная ответственность за реализованные худо осмысленные проекты. Монополизм, явная угроза малым и средним предприятиям, развитию творчества, искусства и общества. Многие специалисты оказались внутри больших корпораций, другая часть имеет свой бизнес, но насколько они свободны, независимы от диктата капитализма? В совокупности, это большая отдельная тема.
По-прежнему неясен выбор стратегии социально –экономического развития страны, её будущего. Не в полной мере устраивают: узкие рамки сложившейся государственной политики и управленческой практики по данной проблеме, место креативной индустрии в экономическом развитии страны, отсутствие новейшего чёткого государственного (правительственного) эффективного планирования, основанного на взаимосвязанности совокупности программ. Многое, что создано в сфере культуры, творчества и экономики разобщено, дезинтегрировано, не имеет единого стратегического концепта, нет должного комплексного обсуждения. Неустойчивость и малая эффективность принимаемых управленческих стратегических решений связаны с недостаточностью: анализа и синтеза, исследований, учёта комплексности проблем и их перспектив, оценки потенциальных последствий деятельности власти, а отсюда недооценкой и нежеланием просчета вероятности рисков, стоимости (цены) ошибки принятых неблагоприятных, неверных решений. Нет реальной персональной материальной ответственности чиновников не только за конечный, но и за каждый промежуточный вариант. Мне неясно, кто конкретно облечен ответственностью за развитие работающей креативной отрасли, которая даёт доход и занятость. В то же время, многие креативные предприятия используют юридическую функцию имени собственника, как свою словесную эмблему, бренд, что повышает ответственность владельца, защищает исключительное творческое авторское право. Безусловно, когда образ современного предприятия поддерживается его главой, то это есть веский элемент маркетинговой стратегии. До принципов свободной экономики, еще надо идти, в частности, по простоте ведения бизнеса, Москва на 25 рейтинговом месте в мире, а уровень предпринимательской активности в 2-3 раза ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР, в 4 раза ниже, чем в Китае и Бразилии. При вступлении РФ в ВТО пока не просматриваются благоприятные перспективы для деловой среды, ибо однозначно, чиновникам удобно так «регулировать» креативный бизнес, экономику знаний и мастерства, а отсюда инновационные и креативные процессы слабо влияют на развитие экономики. Москва не инновационный город, заявляет С.С.Собянин.
Упущены возможности, многое не сделано в сфере креативной модернизации. К примеру, если рассматривать творчество, так же как искусство и культуру, как стратегический ресурс, причем постоянный, возобновляемый, то нельзя не замечать большую социальную проблему, фактически закрытый доступ ко второму непрофильному образованию из-за высокой платы. Для повышения управленческой и деловой квалификации, расширения границ, компетентности, своего потенциала и творческих возможностей, второе экономическое, управленческое образование должно быть бесплатным и доступным, или хотя бы дифференцированным, например, недорогим, частично оплачиваемым. Нужны четкие ориентиры и критерии второго образования, важные для нового человеческого ресурса креативной модернизации. Оно дает выбор, базовые знания вне узких рамок выбранной профессии. Нужно создать программу второго высшего образования подготовки лидеров, руководителей бизнеса в сложном секторе креативной индустрии, бизнесе дизайна. Поначалу обучить несколько человек со стажем, опытом работы, т.е. обкатать систему. Они будут работать в трудных реальных условиях, продвигать продукцию студий, общаться с творчески состоявшимися личностями и состоятельными креативными заказчиками, новыми потребителями. Для креативных людей становится необходимым знание основ предпринимательства, бизнес-коммуникаций. Неслучайно в РФ, бурно обсуждаются вопросы творчества, интеллектуального важнейшего ресурса, т.е. несырьевой модели развития государства и столицы (1,3, 4, 6-8).
Особая нематериальная природа интеллектуальных, креативных ресурсов, активов, их специфика, требует специальных комплексных механизмов управления, их совершенствования, в том числе управления интеллектуальной собственностью и её защиты. Достаточно много деловых, конкретных предложений, акцентов на реализацию государством перехода к креативной инновационной модели экономического развития, содержится в докладах, выступлениях, публикациях известных деятелей искусства и культуры. Удивительно, но среди разно- и общеустремленных креативных современников, нет стратегических противоречий, есть желание поиска серьёзных узловых проблем, путей их решения. Споры и обсуждения, как листья осенью, не кончаются, но участники многих плодотворных дискуссий во многом пришли к общим точкам зрения в творческом восприятии реальной действительности (5,6,7). Результаты многочисленных обсуждений, в том числе на круглом столе, организованном Благотворительным фондом «Kashuba-design»(6), легли в основу моей инициативной темы, пилотного проекта, нового концепта и идеи интегральной программы, изложенных в аналитической записке: «Москва-столица креатива (креативной индустрии и креативного класса)» (21.12.2011г.) мэру Москвы Сергею Семёновичу Собянину, в копии всем творческим людям (7,9). С моей запиской, где в качестве модели выбрана Москва, можно ознакомиться на сайте газеты Творческого союза художников России –ТСХР.RU. (9). В ней речь о различных аспектах (включая рыночные механизмы) развития в Москве и РФ творческой индустрии, включая культурное наследие, нужных моментах формирования креативного класса. Предложена некая схема деловой программы о системных вещах, ментальной «революции», о которых сегодня нельзя не знать, ибо речь не об идеалах, а об интересах государства, сделаны конструктивные предложения.
На примере госпрограммы правительства Москвы «Стимулирование экономической активности» на 2012-2016 годы, шести её (под)программ, начиная с «Москва - инновационная столица», «Развитие рынка труда и содействие занятости населения», «Развитие... бытовых услуг»… и заканчивая «Развитие Москвы, как международного финансового центра», объёмом 225 млрд. рублей, мною рассматривается необходимость её системных преобразований. Обосновывается необходимость: дополнения принятых программ, на основе новой парадигмы общественного развития, связанной с креативом, и новой интеграционной политики, нацеленной на связь со всеми программами и единую их коммуникацию, создание творческих бизнес – цепочек в отраслях и между ними, на получение мультипликативного эффекта. Развитие одной сферы бизнеса синергически работает на расширение смежных областей, отсюда налоги должны быть дифференцированы по отраслям, т.е. формировать зоны роста инновационной и креативной экономики. Эти стратегические мероприятия развития инновационной экономики совокупности программ мультидисциплинарны, практически не требуют дополнительных денег и не дают побочных эффектов.
Невозможно ориетироваться только на решение экономических и технологических вопросов. Нужна некая переориентация практической политики мэрии, государства, под общественно-этическим контролем, акцентуализация на нетрадиционных креативных группах, активной новой прослойке населения, будущем креативном классе. Организационно надлежит совершить переход к креативной инновационной модели экономического развития, создать интегральную структуру, объединяющую ряд ведомств, департаментов, их программы, конкретно ориентированные на идеи оптимизации, конечные результаты и ответственность. К примеру, каждая утвержденная госпрограмма, должна иметь своего конкретного талантливого руководителя, наделенного Мосдумой и мэрией специальными полномочиями, способного её реализовать, в том числе и на базе предлагаемой общей платформы.
Новые целостные и системные креативные представления должны быть интегрированы в контекст управленческих практик регионального и муниципального уровней, для чего, под новый смысл, следует трансформировать и создавать новые формы муниципальных и общественных связей. Стоит выработать, не исключая дополнительные исследования и постоянный мониторинг ситуации, общую платформу, пакет скоординированных рекомендаций, учитывающие общие интересы разных сторон и согласующие общие действия. Специалисты и практики подскажут, уточнят нужные направления и рационализируют имеющиеся, перспективные для инвесторов, разработают конкретные солидарные программы по модульному, кластерному типу, с созданием цепочек разных форматов, ведущие к максимальным результатам. При этом согласны: «В многочисленных прогнозных документах, выпускаемых в настоящее время, предлагаются различные программы и меры, направленные на ускорение экономического развития страны. Однако практического воплощения большинство из предлагаемых решений не находит.» (1,3,5-9).
Художник всегда высокосоциален и окружен «инородными» проблемами, начиная с менеджмента и заканчивая финансированием. Требуется современная креативная политика, двунаправленное развитие интенсивным и экстенсивным путем, собственные теоретико -методические подходы, практика, иная культура образования, вовлечения граждан в креативную жизнь. Государство, выступает как гарант открытого развития креативной индустрии (стратегический менеджмент, законодательство, финансирование, охрана творческого наследия… ) формирующий среду, реализующую нововведения, обеспечивает конкурентоспособность творческих малых предприятий. Новая триада -творческий человек, творческий бизнес и творческое государство. Смело утверждаю, что творческая интеграция деятельности архитекторов, дизайнеров, художников с экономистами и управленцами, может вывести на иной уровень, сделать более прибыльным создание и сохранение творческих, культурных ценностей и среды в РФ, с обширной и долговременной публичной выгодой для всего гражданского общества, и в целом для креативного бизнес-сообщества, включая бизнес-климат.
Бесценен опыт и дополнительные навыки работы на рынке в нужных креативных областях, включая маркетинговые ходы, каналы продвижения. На один ориентир полагаться недальновидно. Полезны контакты с коллегами, представителями бизнеса, в том числе зарубежного, имеющие взаимный интерес для диалога и последующего сотрудничества. Выгоден обмен деловым и творческим опытом, знанием инновационных технологий и актуальных стратегий для успешного ведения собственного дела, информирования коллег. Однако, мало заключенных договоров о реализации различных программ в формате В2В, соглашений о совместной разработке инновационных проектов и установлении партнерских отношений. Окажется полезным создание компьютерного реестра креативных предприятий, творческих коллективов, каталогов лучших объектов архитектуры, интерьера, дизайна ХХI века. Необходим справочник игроков креативного рынка, их репутационного рейтинга, данные о бизнес -показателях крупнейших центров. Фактически требуется не замена крови, а лишь переливание, дополнения в систему кровообращения.
Важным шагом стало проведение в 2012 году общественностью в Калуге уникального Первого Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера России ХХ1 века, с новым брендом: «Россия- страна креатива, Москва-столица креатива», включающего организацию выставок дизайнеров и архитекторов, творчества детей и молодежи. На художественно выполненном пригласительном билете указано основное место проведения фестиваля- дом -музей имени А.Л.Чижевского, где отмечалось 115 лет со дня рождения талантливого профессора. Фестивали и выставки - особые ритуалы размещения и презентации актуальной креативной информации, необходимые для представления и закрепления её в человеческом обществе. Фестиваль – прорыв профессионалов к людям, элемент реальности, когда итоги возрожденного творчества дизайна интерьера, создают культуру о творчестве, представляют продукты искусства уже без бизнеса. Уверен, программу ренессанса, во многом анонимных дизайнеров и результатов их творчества, удастся клонировать, она перейдет в другие регионы, станет системной на всем федеральном пространстве. Однако, ключ не в факте бума в сфере дизайна, спектр шире, главным является скромная попытка продемонстрировать в действии бренд инновационной страны: «Россия - страна креатива, Москва - столица креатива». Творческие люди страны, мы готовы подарить свой интегральный бренд своему государству, но для того, чтобы обратить внимание правительства на коммерческую потребность государства в этом объёмном центральном бренде, наших копеек и силёнок не хватит, нужно подключение многих национальных лидеров в сфере креатива. Стоимость этого нового бренда может составить многие десятки миллиардов долларов, коммерческая потребность бизнеса в нём значительна.
Бренд – знак и символ несырьевой России, мультикультурной креативной индустрии и класса, культурного феномена, отрывает широкие возможности для сохранения и развития стратегического интеллектуального ресурса страны. В этом наше главное национальное богатство и достояние, а не только нефть и газ, а уж тем более, оффшорный «Газпром». В рамках национального бренда можно даже осуществлять маркировку креативных фирм, инновационных изделий. Например, во Франции особое внимание уделяется семейным предприятиям, сохранению качества производства и секретов традиционных технологий. Только французские предприятия, производители высочайшего уровня мастерства, получают право на марку «Мастера живого наследия», им присваивается знак «Предприятие Живого Наследия». Не будет стимулов, не будет инноваций. Люди нуждаются в демократическом и справедливом доступе к информации, идеям и иным творческим произведениям для своего социального, образовательного, культурного и экономического благополучия. Изменение представлений социально активных групп приводит к реальным сдвигам в общественной и экономической жизни, бюрократия вторична. Иначе отставание РФ и в этой сфере усилится.
Вопросы защиты интеллектуальных, авторских прав, интеллектуальной собственности и безопасности, в рамках единого экономического пространства, не достаточно проработаны. Важна временная охрана экспонатов на выставках, интеллектуальной собственности выставляющих предприятий (бренд выставки, дизайн выставочных стендов, рекламных материалов), в том числе некоммерческих, –т.е. неосязаемых активов влияющих на их капитализацию. Необходимо совершенствование российского законодательства по интеллектуальной собственности.
Считается, что пространственно-предметная среда изменяется через 10 лет. Пришло время загодя задуматься над тем, как сохранить новое, созданное уже в ХXI веке культурное наследие, являющееся стратегическим ресурсом страны, но уязвимой точкой, зоной риска. Не вызывает сомнений, что со временем конкретные культурные места, интерьеры, архитектура первого десятилетия, полотна живописцев и скульпторов, станут ещё более известными, признанными, культовыми, памятными, предметом гордости не только хозяев, приобретут серьезную стоимость. Например, Чарльз Диккенс, чей 200-летний день рождения отметили недавно, в год приносит британской экономике 440 миллионов долларов. Творчество можно рассматривать как «документ» личности, истории и эпохи, не забывая о трендах в «Год отечественной истории», объявленный президентом РФ. Сохранение приватного пространства искусства и культуры, наиболее эффективная защита от тревог современности. Проблема не ограничивается РФ, она близка всему постсоветскому пространству, начиная от СНГ и заканчивая странами Восточной Европы. Для принятия мер, нужно ли ждать окончания века?
Также наша задача - предлагая уникальный контент, способный заинтересовать и пресыщенную аудиторию, убедить людей делиться ценной информацией с коллегами. При объединении усилий, отвечая за будущее, слово экономистов, финансового сектора экономики, весомое для творческого сообщества, патриотически настроенных членов правительства страны и регионов, может оказаться важным для решения общегосударственной и общенародной проблемы, ибо креативная индустрия - важный фрагмент инновационной отрасли, культурный пласт общества, обеспечивающий государству экономическую выгоду, обществу – достаток. Неся тяжелое бремя мессианства надеемся, откроется ряд возможностей целенаправленных на оказание помощи креативному классу, создание наилучших, конкурирующих с Западом, условий предпринимательского климата, преференций, продвижению русского языка. Уверен, что и в будущем, в творческой сфере Россия ни с кем не будет конкурировать, ни с Западом, ни с Востоком. Культуры, искусство не конкурируют, хотя лидеры имеются, а находят общие гуманистические точки соприкосновения. Соревнуются идеи, мысли, результаты деятельности. Искусство дизайна интерьера способствует восстановлению гуманистических отношений между людьми и на этой основе - развитию новых экономических связей и построению гражданского креативного общества.
Заключение. Среди творческих людей явных противников у нас нет. Нужны дополнительные предложения и инициативы, сплоченные действия, способные полностью адекватно реализовать предлагаемые проекты, проложить дорогу в будущее. Требуются инвестиции в развитие человека, креативные лидеры нового поколения для новой эры. Реализация доктрины креативной жизни и действий, повторю, это - мероприятия практически не требующие дополнительных денег и не дающие побочных эффектов, проблема в эффективном использовании средств.
Литература.
- Кашуба В.А., Ильдеменов С.В., Марков М.А. и др. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. 2011.
- Агаларов А. От издателя // «Бизнес и Выставки. №1. С.4.
- Войтковский С.Б. «Основы менеджмента и проектный менеджмент в искусстве». М., 2001.
- Титов Е.И., Синельников А.Г.Реальности и перспективы развития промышленного дизайна в России / Второй научный форум дизайнеров. Сборник материалов. Москва. 2010. С.19-20.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее.- Пер. с англ. – М.: Изд. Дом «Классика ХХ1», 2011.
- Государственно-частное партнерство в сфере культуры: год спустя //«Учреждения культуры справочник руководителя». 2011. №8. С. 5-17.
- «Галерея недвижимости» //Пресс-релиз журнала. 08.12.11.
- Результаты работы и ротация совета. /Московская опора. Информационный бюллетень. 2011. №3, С.2-3.
- Кашуба В.В. Аналитическая записка. Москва-столица креатива (креативной индустрии и креативного класса)/ ТСХР.RU., http://www.tcxp.ru/news/76/News76_283/Default.aspx, 2012.январь, №3.С.1.
25.12.12