Каждая статья Валерию Кашуба и Международному бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» дается нелегко. Но самым трудным, в данном случае, оказалось реализовать свои замысли и провести впервые в РФ две национальные выставки: «Мебель, интерьер и архитектура, как искусство России в начале двух веков» и «Аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков». К слову,названия бюро и даже его логотипа специально не было среди организаторов на афишах. Это интересный, позитивный опыт кросс-платформенных коммуникаций: Первого Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера России ХХI века INTERIOR-FEST 2014, Международной строительно-интерьерной выставки «Batimat Russia 2014» и Московского международного мебельного салона «MIFS/Rooms Moscow’14»,способствовавших конкретному диалогу искусств архитектуры и дизайна интерьера разных эпох, прошлого и современности, пропаганде различных исторических стилей в интерьере. Эти выставки, стенды и креативно –деловые мероприятия бюро в Крокус Экспо, за 9 дней посетило в общей сложности порядка 10000 человек (рекорд для бюро). В целом, они дополнили материалы о стилях (Стиль Модерн - экологичен), имеющиеся в нашей книге (Скачать книгу), на сайте, где топ - 10 целевых статей, в том числе и в соцсетях. Они интересны для специалистов, в том числе нашего бюро, работающих в различных стилевых направлениях.Представляем пользователям профильного сайта www.kashubadesign.ru статью - Кашуба В.В. О серии выставок, где освещены аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков// Вопросы гуманитарных наук. 2014, №3, с.143-148.
О серии выставок, где освящены аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков.
Серия выставок, как прелюдия к давно задуманной общенациональной мегавыставке «Интерьер и архитектура России в начале двух веков». Кросс-платформенные коммуникации.
A series of exhibitions, as a prelude to a long-planned national megavystavki "Interior and architecture of Russia in the beginning of two centuries". Cross-platformcommunication.
Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», давно заявляло о необходимости проведения национальной спецвыставки «Интерьер и архитектура России в начале двух веков» (1,3). За истекший мы период отработали художественный концепт и творческую стратегию выставки, её поэтапного проведения, задали критерии яркого информационного экспонирования и условия бесплатного представления материалов (1,3). Не просто было набрать материал и сделать отбор из набранного материала, обсудить предварительные и окончательные результаты и т.д. Историю стоит защищать открытостью, известностью, доступностью. Мы следуем этим путем давно, например, проводя с коллегами, Первый Российский некоммерческий фестиваль высокохудожественного дизайна интерьера России ХХI века, в частности, INTERIOR-FEST 2012, 2013, 2014, не чураемся любых малых и больших дел, спасая и пропагандируя то, что дорого нам и россиянам (2,4-7,9). Также нелегко выстроить диалог с людьми и средой, показать им традиции и современный уровень знаний и достижений в архитектуре и интерьерах с именем, авторских именных работах. Вековая традиция и актуальный светский дизайн, архитектура, не только в арт-фото, должны напомнить зрителям и о высокохудожественном дизайне интерьера, для чего он нужен и как выглядит, как работает на людей.
Огромными усилиями, интересная национальная локальная выставка – элемент ответственности перед памятью и наследием предков, была организована дирекциями: Международной строительно-интерьерной выставки «Batimat Russia» и Первого Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера России ХХI века INTERIOR-FEST 2014, а также Творческим cоюзом художников России, при содействии Союза архитекторов России. Планируется провести три такого рода выставки в 2014 году. Первая из них «Аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков», прошла 1 - 4 апреля 2014 года на Международной строительно-интерьерной выставке «Batimat Russia» в Москве. Она скромна среди огромной международной выставки, разместившейся в 5 – ти залах двух павильонов, хотя может где-то даже первоочередная и крайне необходимая, а главное - нужный элемент и потенциал коммуникаций в совокупности проводимых в стране мероприятий. Следующая «Мебель, интерьер и архитектура, как искусство России в начале двух веков», пройдет с 21 по 25 мая 2014 года на Московском международном мебельном салоне «MIFS 2014», также в МВЦ Крокус Экспо. Данные «российские выставки в международных выставках», успешный пример современных кросс-платформенных коммуникаций и проводятся в рамках проекта «Россия - страна креатива, Москва - столица креатива», в Год культуры в России. Все они, как бы прелюдия к давно задуманной общенациональной мегавыставке «Интерьер и архитектура России в начале двух веков», в которой должны принять участие все 85 регионов РФ, сообщества архитекторов, художников и дизайнеров, реставраторов, музейщиков и библиотекарей, специалистов культуры. Общая цель - иметь и не потерять отечественную историческую перспективу в искусстве архитектуры и дизайна интерьера, чувство ответственности перед памятью предков, знать своих талантливых предшественников и последователей, соседей по времени (3). История богата незабытыми традициями российской академической школы реализма, где «глубина деяний вечных, вещей начало» становятся более доступными всем гражданам. Необходимо просвещение и пропаганда в обществе идей созидательной креативной деятельности.
Председатель Комитета ГД РФ А.Ю. Русских назвал зодчество зеркалом национальной культуры, демонстрирующим новое и отношение к старому. Многовековые национальные особенности и традиции в архитектуре, искусстве дизайна интерьера, проявляются в интерьерах домов, местах обитания и быта жителей России начала ХХ и ХХI веков, отражающих внутреннюю жизнь россиян в разных моментах мировосприятия и переживания ими течения времени. В двух разделах экспозиции выставки «Аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков», организованной впервые в РФ, основной акцент сделан только на сохранившихся в стране, действующих объектах, созданных в начале ХХ века 12 российскими архитекторами Санкт - Петербурга и Москвы, как известными, так и не достаточно популярными. Большая ценность, что и через 100 лет сохранились интерьеры, фото их дизайна, многие предметы, картины, скульптуры, коллекционная посуда и пр., за которыми стоят имена создателей. Речь идет об исторической части выставки, раритетах российской архитектуры и дизайна интерьера начала ХХ века, свидетелях вековых традиций в современной жизни. Интересно отправиться вспять в прошлое, дотронутся до одного из истоков нашей истории, до запечатленного архитекторами облика исчезнувшего мира, понять их отношение к окружающей создаваемой действительности.
А что можно молвить о работах классиков архитектуры? Запомнилось, как романтично сказали женщины на моей персональной выставке - одна: «просто понравилось, вошло и осталось навсегда», другая: «ощущение, как после поцелуя». Я повторяю слова этих замечательных женщин, ибо они уместны в первую очередь к архитекторам, справедливо причисленным к мэтрам, к «золотому запасу славы» России. В иерархии крупных отечественных деятелей архитектуры и дизайна интерьера много известных имен, признанных во всем мире. Через них, российских архитекторов того времени, например, А.Е.Белогруда, Л.А.Бенуа, В.М.Васнецова, Н.В.Васильева, М.К.Геппенера, А.И. фон Гогена, Л.Н.Кекушева, Р.И.Клейна, Н.Г.Ла́зарева, Н.М.Проскурнина, С.У.Соловьёва, Ф.О. Шехтеля и других, мягко произошла смена архитектурного стиля, при существующем властном режиме, который не диктовал моду и стили. Так и должно быть. Главное, для смены стиля в архитектуре и дизайне интерьера - не обязательна смена власти, формации. Это были люди, умевшие говорить на земле с небесами, дирижировать пространством, создавать волшебный мир живой архитектуры и интерьера. Мы представили их из золотого фонда российского дизайна интерьера и архитектуры. Всем стоит сверять свой внутренний компас с творческими стрелками классиков.
Современный российский высокохудожественный дизайн интерьера преодолевает отставание, случившееся из-за исторического советского времени, вписываясь в быстроизменяющийся мир. Уже сегодня он не столько отражает ситуацию складывающегося национального тренда, сколько является одной из позитивных моделей креативного развития России, которая со временем станет ещё более позитивно восприниматься всеми, поднимая влияние и роль страны. Это, конечно, не атрибут государственности, а некого творческого менталитета и идентичности, важнейших составляющих явно не символического капитала страны, в том числе культурного. Выставлен в формате планшетов minimum minimorum работ современных дизайнеров и архитекторов, среди них, например, члены ТСХР Марков Константин, Кашуба Валерий, Иванова Лариса. Почему? Во-первых, потому что Оргкомитет представил только первые присланные работы, арт- фото объектов на территории РФ, сданных в эксплуатацию (2001-2014 годы) и победивших в конкурсах, опубликованных в профильных глянцевых журналах, участвовавших в выставках, фестивале INTERIOR – FEST 2012, 2013, 2014 и пр. Выставить многие из достойных работ современных архитекторов и дизайнеров, например, только в Московском союзе архитекторов состоит порядка 4500 человек, в данном случае не представлялось возможным из-за ограниченности площади. Остальные работы - на следующих выставках. Во вторых, учитывали также, что многие современные достижения находились на сотнях стендов специализированной международной выставки «Batimat Russiа», поражая многообразием нового осмысления жизни в замкнутом, красиво трансформированном пространстве, новаторством и формами, самыми современными техническими достижениями. Это работы тех, кто не может не заниматься сущностным, творчеством и выделяется дарованием. В представленных работах дизайнеров чувствуется постоянный поиск, стилистические и колористические достижения, профессиональные дизайнерские и архитектурные приемы, мастерство, новые изобразительные и пластические средства, ритм.
Оригинальный фотопереход от ХХ века к современности осуществлен посредством идеи и образа яйца – символа зарождения и продолжения жизни, через экспонирование фото известного дома «Яйцо Фаберже», архитектора Сергея Ткаченко, который появился в столице на рубеже ХХI века, в зарождении 3-го тысячелетия. И если это «выставка в выставке», то арт-фото креативного мастера Константина Маркова демонстрировали «архитектуру в архитектуре». Их смакуешь за кадром кадр, по каждому кадру, как выдержанный коньяк (по капле), любуясь и наслаждаясь изображением и отражением одних объектов архитектуры в других объектах архитектуры нынешнего времени. Во всей красе раскрываются мысли и на других арт - фото, фотографиях объектов архитектуры и дизайна интерьера, живущих прошлым и настоящим. В них адекватное понимание происходящего, а все экспонаты вместе – источник вдохновения. Планшеты гордо висели не огражденные протянутыми лентами, свободен доступ к каждому экспонату, арт-продуктам, гуманитарным знаниям. Они, создали образный ряд с жизнеутверждающей силой в восприятии красивого и комфортного человеческого бытия, а посетители проходили по замечательной красной ковровой дорожке, внимательно их разглядывали и читали надписи. Даже дети осмотрели фото зданий и интерьеров, чьи образы экспонировались, для них - это не игра в архитекторов и дизайнеров. Здесь мысли не скачут и не хаотичны, как после посещения сотен стендов, они собираются в определенный фокус. Представлены не скелеты прошлого, действующие работы творцов пришли к гражданам. А это важнейшая функция искусства (4).
Любая оценка предполагает точку отсчета, возникающую в результате сравнения, но здесь, это, в первую очередь, не сравнение нынешнего состояния результатов работы архитекторов и дизайнеров интерьера (до Зимних Олимпийских игр в Сочи) и архитекторов - до времени начала 1-й мировой войны. Я прав полагая, что «когда множество людей создают интерьеры и строят с душой, то часть её остается в этом строении, которое само её потом постепенно отдаёт. И все это накопленное воспринимается хозяевами, они входят в контакт и интерьер, дом - оживают. Интерьеры - это усилители человеческой души, иероглифы невербального общения» (1). Даже арт-фото профессиональных российских и зарубежных фотохудожников, способны донести ауру искусства и душ креативных созидателей рукотворного эстетического явления до зрителя (5,6-9). Более того, Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» считает полезным использование арт - фото интерьеров в интерьерах, в свою очередь, даря собственную эксклюзивную продукцию, победившую в конкурсах, в виде постеров (1). Поэтому, через подобного рода некоммерческие выставки, фестивали, стоит вызывать любовь к произведениям гуманитарного искусства, к тем стилям архитектуры и дизайна интерьера, которые зрители понимают, когда смотрят с дизайнерами в одном направлении, когда они единомышленники или, если работы им нравятся, зачастую безотчетно, но самозабвенно. Зрители, даже с инфантильным вкусом, внимают и замирают. Это особо ценно, ибо сейчас время индивидуализма, отсутствия единого стиля и вряд ли он будет единым.
Наши публикации относительно 3D технологий, шестого уклада научно – технической революции, некоторыми плохо воспринимались - слишком всё ушло вперед, т.е. прогресс растет быстрее, чем публика (1). Мы пытаемся сделать максимально возможное, чтобы ушедшее далеко вперед приспособить к сегодняшнему восприятию главного действия. Поэтому особый, прогностический раздел вышеуказанной выставки (её изюминка), находился вне зоны планшетов и арт-фото, неподалеку, на стенде Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» (площадью 60 м.кв.), где были размещены макеты зданий, мебели и предметов интерьера, напечатанные, как моно-, так и полихроматично, на 3D – принтере. Для посетителей 4 дня осуществлялась наглядная демонстрация 3D - печати на двух 3D – принтерах. Об этих инновационных технологиях раздела выставки, подробно рассказывали в зоне мастер-классов на конференции 04 апреля: «Дизайн интерьера и архитектура через 3D проектирование и моделирование. 3D - печать и принтеры». Спикеры: дизайнеры интерьера В.В.Кашуба, А.Кувшинова, инженеры С.Куколев, С.Смирнов. Организаторы: Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», компании Балтексим и Certus (1,4).
Поскольку многим современным интерьерам уже больше 15 лет (2,8), а историческим более 100 лет, в них столько живут и ими пользуются люди, не собираясь их изменять, то возможная пыль случайности уже стерта или её не было вовсе. Многогранная выставка «Аспекты…» и мероприятия с ней связанные, это – традиции, историческая и новая аура, представляют реальную ценность для познания социумом, а их посетило порядка 6000 человек, не только из РФ. Это рекорд посещаемости наших мероприятий. Каковы дальнейшие шаги к развитию культурной и творческой цивилизации России в данной сфере после почти 80 лет советского застоя? За истекший ХХ век размеры Москвы увеличились в 10 раз, число жителей возросло почти в той же пропорции, а центр города остался прежним, т.е. маленьким и тесным (занимает 7% городской территории). В нем, можно сказать, 5 центров федерального значения: политический, финансовый, деловой, торговый и культурный, в котором сосредоточено почти 80% рабочих мест. Отсюда, все остальное (200 млн. кв. м.), по мнению некоторых урбанистов - серая зона, лишенная идентичности, ресурс развития столицы. К счастью, серость, это не так, что наглядно видно на окраине столицы, в частности, в районе Крокус Сити. Создаются новые центры притяжения деловой активности, например, на Ленинградке, Рублево – Архангельское, «Сколково». Выставка дает некий образец того, как жили и как можно жить, прекрасно показывает повседневно окружающее нас жизненное пространство, её ценность определится влиянием на людей и фактом или возможностью присутствия эстетики креатива в их жизни. Факт - эстетическое и техническое совершенство среды, свобода идей, насущная реальность – выпущены наружу и пришли к зрителю.
Зрители восхищались, грустили, возможно, попробуют осуществить свои планы и себя - иначе. Задача не только в том, чтобы вызвать WOW –эффект, посетитель получал креативный импульс от работ профессионалов, уже находясь на интерьерно - строительной выставке Batimat Russia, а отсюда, в силу влияния совокупности факторов, острее чувствовал ритм и энергетику творческого созидания в отрасли дизайна интерьера, архитектуры и строительства. Далее, на выходе из выставки (МВЦ), каждый человек зорче посмотрел на оригинальную архитектуру Торгового выставочного комплекса Крокус Сити, Дома Правительства Московской области и реально бурлящую современную красавицу Москву. Бывая в центре мегаполиса, пристальнее, внимательнее и с гордостью за предков смотрел на её исторические достопримечательности, представляющие интерес для мировой цивилизации. Приехав домой, в любой город и местность РФ, почувствовал себя частью огромного созидательного потенциала России. При этом, чем лучше будем знать прошлое, тем меньше ошибок в настоящем и будущем. А иностранцы, быстрее сумели понять, что РФ не потеряла свой исторический архитектурный самобытный бренд и своеобразие страны, нам есть чем гордиться.
Выставка - событие, в котором нет коммерческой рациональности, она не ломится в глаза и не проходит незамеченной, да и задача была заинтересовать творчеством и стремлением к национальной идентичности. Она вовлекает в кратковременный мир приятных открытий, не ощущаемого звука при наличии света пространства, неведомых энергий, где на фото интерьеров нет человека, хотя есть жизнь ума личностей, границы их анатомии, физиологии и неких рефлексов. Выставку «Аспекты интерьера и архитектуры России в начале двух веков» комментируют, даже дают неоднозначные трактовки, т.е. пошла реакция на творческий вызов, на важное задание, которое мы получается дали самим себе (1,3) и в итоге, взяли на себя ответственность без гонора и гонорара. Таково начало сущностного дела и глубокая удовлетворенность жизнью на выставке, её разными аспектами и выставкой в целом. Выставка будет развиваться не только в реальном, но и виртуальном интеллектуальном пространстве, продвигать ценности культуры и искусства, популяризировать их и способствовать привлечению внимания к творчеству архитекторов и дизайнеров интерьера, художников, учить взрослых и детей осознанию имеющихся ценностей и культурного своеобразия, что кому - то поможет взять лучшее из российской архитектурной и дизайнерской школ. Помогали посетителям также бесплатно добровольцы – экскурсоводы, консультанты на стенде бюро. Обратная связь - шаги к взаимопониманию, комфорту посетителей. Благороден, но тяжек труд по пропаганде российского дизайна высокохудожественного интерьера, весьма ценного иероглифа отечественной культуры, занимающего свое достойное место в нашем восприятии окружающего мира. Всегда, у каждого творческого человека есть и появляются вопросы, которые не дают покоя, может безответные и неуловимые.
Экспонирующийся дизайн интерьеров нужен, ценен и значим для жизни людей в РФ, позитивно влияет не только на ощущения, эмоции людей, на него реагирует и человеческое сознание, он напрямую и опосредованно учит красоте и комфорту взрослых и детей. Важен сам факт или возможность присутствия высокохудожественного искусства, эстетических ценностей культуры в их жизни. Такие выставки - активные участники формирования и понимания результатов творческой жизни, и то, что задуманному удалось свершиться хоть раз, уже победа, уже положительное явление. Нельзя не помнить родства с историей. Ещё предстоит понять, как мы отражаемся в ясном зеркале классиков или как они отражаются в нас, в наших представлениях о них, их творчестве, времени? Они и в том времени, и среди нас в современности, и в будущем, в истории. И нам до них есть дело, они, как творцы - нам нужны сегодня и всегда. Россияне должны мыслить по – новому, придумывать, изобретать, опираясь на свою более чем 1000 - летнюю историю России, черпая источник вдохновения в традициях. Повторюсь, традиции нельзя продать, но стоит защищать открытостью, известностью. Уникальная выставка стала вехой в истории развития дизайна интерьера и архитектуры, символизирует и характеризует их Возрождение в новой России.
Действенна триада: увидят, услышат и поймут хорошее, а научившись, люди смогут изменить плохое!
21.06.2014