Таково любопытнейшее и многогранное название выставки, организованной в рамках перекрестного года Россия-Голландия 2013, Государственным Музеем архитектуры имени А.В.Щусева, Музеем - заповедником «Красная Горка» в Кемерово и Музеем голландской архитектуры «Корабль» в Амстердаме, при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Москве. Директор этого архитектурного музея госпожа Элис Ругхолт прочитала 4 декабря в Аптекарском приказе (в залах, где развернута выставка Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы) интересную лекцию об амстердамской архитектурно-художественной школе, самобытно отражающей мировой стиль арт – деко начала ХХ века. В России до октябрьского переворота царствовал модерн, в Австрии назывался сецессион (secessio - отделение, уход), югендстиль (молодежный) в Германии. Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современном дизайне XX века, таких как, экспрессионизм, арт деко и др. Данный наш отклик на содержательную лекцию, вносит неожиданные интонации в нашу статью Переосмысленный Арт-деко и существенно её дополняет. А фон современной открытой Москвы был необычным антуражем экспрессионистского творчества голландцев, перекличкой веков.
Амстердамской архитектурно-художественной школе, завоевавшей всю Голландию, присуща романтика, красота, фантазия и качество, обусловленные огромным трудом талантливых и порядочных людей. Её специфика еще и в социальной направленности, борьбе с трущобами, строительстве домов и использовании прикладного искусства для рабочих не только Голландии, но и СССР (Кузбас, Кемерово). Например, у себя на родине Мишель де Клерк и Пит Крамер за 5 лет спроектировали 298 жилых домов и 4 магазина, прекрасные комплексы, где все близко к совершенству. В этом плане незабываемы имена многих идеалистов архитекторов, «демократов красоты» - Мишеля де Клерка (умер в 39 лет, в день своего рождения), Йоханеса ван Лохема, Х.П. Берлаге, Пита Крамера, Эдуарда Кёйперса, Марта Стама и других. Тогда (1901 г.) были установлены нормы и требования к жилищному строительству, гигиене, включая инсоляцию (альковы, комнаты лишенные света запретили), водопроводу, канализации, даже к устройству интерьеров, а также к планам застройки, улицам, наличию школ, почты, церкви и детских площадок, и государственному финансированию. Интересен их журнал «Перемены» с ярко выраженной индивидуальностью, отражающий стремление не только превратить архитектурные объекты в произведения искусства, оазисы, создать уличные ансамбли в новых рабочих районах, но сделать и строительное дело искусством. Ценны решения по стилистической связи между внешней и внутренней сторонами зданий, органичные закругления, отделка фронтонов черепицей, насыщение деталями и украшениями, художественными орнаментами, разными формами окошек, использование разноцветной и разнообразной кирпичной кладки, лестниц, выложенных плиткой. Производят необыкновенное впечатление работы по формообразованию, соотношению света и тени (красота тени, разной в разное время суток), что весьма сложно учитывать на практике, необычной цветовой гамме
Философия света и цвета, Свет в интерьере, Немного о цвете и свете. Даже кукарекующие петухи на фасадах «солнечных» домов символизировали зарю, рассвет (свет). Все планировки и интерьеры в квартирах рабочих отличались, были практичны, уютны, использовались встроенные шкафы, камины, оригинален авторский дизайн мебели, ковров, ламп, украшений, необычны личностные кустарные изделия. Все это умело составляло единое, цельное целое. Сейчас в трёхугольном здании «Корабль», где было 102 квартиры для рабочих, Музей голландской школы, музейные комнаты, а дизайн интерьера арт – деко.
В основе новаторства и вдохновения архитекторов - природа и ландшафт страны, традиции и сельская архитектура, мировой опыт и новые технологии, изучали театр и танцы, музыку, искусство художников. Новые связи между видами искусств подпитывали их, дарили новые идеи.
Йоханес ван Лохем спроектировал 4 поселка (сотни домов, каждый на одну семью, с детскими комнатами Дизайн Детских комнат, это- ...), создал 13 типов экономичных (с теплоизоляцией, канализацией, водопроводом) домов для шахтеров в Кемерово, другие объекты. Это интересное голландское наследие в России, требующее сохранения (лишь часть отреставрирована, создан Музей - заповедник «Красная Горка») и важное не только для истории, но даже для развития туризма. Кстати, Т. А. Коувенаар, советник по вопросам культуры, науки и образования Посольства Королевства Нидерландов в Москве, скромно сидел в зале и как все с удовольствием слушал лекцию.
«Жизнь в построенных идеалах», так называется и прекрасно изданный, умный, богато иллюстрированный, содержательный каталог (двуязычный), отражающий жизнь и служение простому народу архитекторов, художников и дизайнеров, социальную и гражданскую ответственность. Идея и идеалы служения народу (жильцам, собственникам недвижимости, гражданам) не умерли, они вечны. Тем и замечателен опыт голландцев, искусство которых вновь востребовано и заслуживает внимания.
10.12.2013