Не только города, здания и парки - величайшие культурные ценности, но и высокохудожественные интерьеры. Интерьеры и в новой России стали памятниками, произведениями высокого искусства! В предыдущих 6 статьях мы проследили динамику изменения предпочтений, вкуса, условий быта аристократов, дворян и купечества, простолюдинов России, креативные этапы человеческой жизни до 1917 года. Большая ценность, что через столетия сохранились здания, интерьеры, их фото, многие предметы, картины, скульптуры, посуда (коллекционная) и пр., за которыми стоят имена талантливых российских создателей. Однако, из-за огромного объема материала, мы не могли подробно останавливаться на экстерьерах зданий и ландшафтных решениях, планировках помещений, мебели, посуде, светильниках и прочих аксессуарах интерьера. В частности, не затрагивали любопытную тему эволюции мебели, её материалов, моделей, конструкций, начиная от аскетичной первобытной до средневековой, эпохи классицизма, барокко, модерна и пр.
Россияне в ХХI веке стали собственниками недвижимости. В России активно возрождается и развивается частная архитектура, дизайн интерьера, ведущие направления в креативной индустрии. Дизайну интерьера и отчасти архитектуре современной России, посвящено мое творчество, отраженное более чем в 200 объектах, книге, 25 научно-практических статьях, материалах профильного сайта www.kashubadesign.ru. В тоже время, в Международном бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» сделано всего несколько работ в русском стиле. Однако, всё это лишь капля в море, которое создают мои современники, талантливые российские дизайнеры и архитекторы. Международный фестиваль «Зодчество» в 2011 году проходил в концепции «Русская архитектура», затронул 16 регионов РФ и показывал результаты работы различных отечественных школ. Тем не менее, пока ещё трудно в РФ находить объекты (квартира/дом) или интерьеры, чтобы в них было что-то достойное "русское", традиционное, отражающее идею, так называемого "русского стиля", даже в обыденном российском или зарубежном представлении. Возможно, права архитектор Н.Ломейко «Строить дом в русском стиле – занятие рискованное, а если он предполагается не только снаружи, но ещё и внутри - тем более. Велика опасность угодить в пропасть между китчем и лубком». Но позитивные попытки есть и продолжаются Открытый город. Новая градостроительная политика Москвы. Непросто делать так, чтобы всем нравиться, стать местом паломничества дизайнеров интерьера.
Наряду с профильными глянцевыми журналами, музеями, выставочными залами, коммерческие креативные малые предприятия, поддержали целый ряд некоммерческих мероприятий, например, Первый Российский некоммерческий фестиваль высокохудожественного дизайна интерьера России ХХI века, в частности, INTERIOR-FEST 2012, 2013. Цель россиян - иметь и не потерять отечественную историческую перспективу в искусстве архитектуры и дизайна интерьера.
Даже отчасти проникая в тайны представляемого, имеющиеся материалы о стилях пробуждают креативную основу людей. А это - важнейшая функция искусства. Архитектура и дизайн интерьеров должны быть известны и понятны, для чего необходимо просвещение.
Действенна триада: увидят, услышат и поймут. Научившись видеть хорошее, смогут изменить плохое. Пропаганда в обществе идей созидательной деятельности необходима и полезна. Марат Хуснуллин, зам. мэра Москвы по градостроительной политике и строительству: «Архитектура – тонкое понятие. Это вопрос вкуса. Мне многие современные здания, построенные, в том числе именитыми зарубежными зодчими, не нравятся». Идеального возможно и нет, есть хороший вкус и существует хорошее восприятие вкуса, а представления поколений меняются. Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, считает, что при Лужкове оформился некий вкусовой запрос, отсыл к купеческой русской стилистике. И далее, «Человек глубинно всегда имеет вкус и способен отличить хорошую архитектуру от плохой». Сей тезис сомнительный, ибо то, что он сам творит в столице, не всем нравится, хотя я в восторге от пешеходных зон в центре столицы. Его правда и в том, что «архитектура всегда привязана к власти и капиталам», правят деньги и информация. На самом деле трудно выяснить реальные, в чистом виде предпочтения архитектора и дизайнера, ибо в результат всегда вложен учет пожеланий заказчиков. Ещё предстоит понять, как мы отражаемся в ясном зеркале классиков или как они отражаются в нас, в наших представлениях о них, их творчестве, времени? Они и в том времени, и среди нас в современности, и в будущем, в истории. И нам до них есть дело, они, как творцы - нам нужны сегодня и всегда.
17.02.2014