22 августа 2013 года исполнится год с момента присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации. В Малом зале Государственной Думы РФ 20 июня 2013 года - аншлаг, еле нашли место. Здесь прошел «круглый стол», посвященный первым итогам членства РФ в этой организации. Тема круглого стола: «Последствия присоединения России к ВТО: кто выиграл?». Эта тема актуальна. В повестке дня порядка 40 выступавших, среди них ряд депутатов. Председательствовал известный депутат М.В.Емельянов. Назвать «круглый стол» политизированным трудно, хотя и не без этого, скорее это собрание и выступления людей небезразличных к факту и последствиям. Они отражают настороженность в обществе приоритетом сырьевой модели развития. О вступлении в ВТО мы не раз писали еще и до того, как вступили. Экономические, социальные, правовые вопросы встали во весь рост, их у депутатов, бизнесменов, правоведов много. Только теперь начинается этап осознания защиты интересов России, анализ влияния на несырьевые отрасли, в частности, внесение поправок в Гражданский кодекс РФ, т.е. его адаптация к нормам и правилам ВТО, и т.д. До сих пор неясны все плюсы и минусы вступления. Мы давно занимаемся проблемой сохранения интеллектуальной собственности, развитием креативной индустрии, её сектора - дизайна интерьера. Подготовили для выступления нижеприведенные тезисы.
- По данным ООН, основой конкурентной экономики в ближайшее время станет творчество, идеи, интеллектуальная собственность, т.е. нематериальные активы и капитал. Архитектура и дизайн могут стать государственным приоритетом и специализацией страны. Тогда в основу деятельности ляжет интеллектуальная, эко - привлекательная составляющая.
- Обеспечение стабильного развития несырьевого сектора экономики связано в первую очередь с развитием заводов и фабрик. Например, только рынок производства и продажи мебели в РФ оценивается в 10 млрд. долл., рынок антиквариата - 2,8 миллиарда долл., детских товаров - в 12,5 млрд. долл. а рынок стройматериалов, живописи, декоративно - прикладного искусства и пр. разделы креативной индустрии - еще многие десятки. В связи с недостаточной развитостью промышленности в РФ, доминирует продукция западных фирм, за которой появятся и их дизайнеры, как сейчас архитекторы. Отсюда, контакты с зарубежными дизайнерами и фирмами стали свободнее. Государственной поддержки сектора нет. Уже имела место своего рода компания по мягкому «уничтожению» класса архитекторов и дизайнеров, начатая с широкой ориентации на западных специалистов, огромных цен в конкурсах, с разборок и увольнений в Моспроекте, дошедшая до «неэффективных» Вузов реализма, например, МАРХИ, МГУ дизайна и технологии. Перемены и встряски, кадровые ротации, полезны. Но не расчищается ли здесь дорога для западных конкурентов, облегченная неведомыми широким массам положениями ВТО?
- Если рассматривать творчество, так же искусство и культуру, как стратегический ресурс, причем постоянный, возобновляемый, то нельзя не замечать большую социальную проблему, фактически закрытый доступ ко второму непрофильному образованию из-за высокой платы. Для повышения управленческой и деловой, экономической квалификации, расширения границ, компетентности, своего потенциала и творческих возможностей, второе экономическое, управленческое образование необходимое для нового человеческого ресурса креативной модернизации,должно быть бесплатным и доступным, или хотя бы дифференцированным, например, недорогим, частично оплачиваемым.
- Нужна некая переориентация практической политики мэрии, государства, под общественно-этическим контролем, акцентуализация на нетрадиционных креативных группах, активной новой прослойке населения, будущем креативном классе. Организационно надлежит совершить переход к креативной инновационной модели экономического развития, создать интегральную структуру, объединяющую ряд ведомств, департаментов, их программы, конкретно ориентированные на идеи оптимизации, конечные результаты и ответственность. К примеру, каждая утвержденная госпрограмма, должна иметь своего конкретного талантливого руководителя, наделенного, в частности, Мосдумой и мэрией специальными полномочиями, способного её реализовать, в том числе и на базе предлагаемой общей креативной платформы.
- Россияне не боятся честной конкуренции, но проблемы охраны интеллектуальной собственности в РФ очень актуальны, мы уступаем развитым странам (у нас на сайте ряд статей), вызывают серьезную озабоченность патриотически настроенных креативных специалистов разного профиля. Это четко вытекает из материалов форумов и конференций, «круглых столов» по данной проблеме, в том числе, организуемых и Международным бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN».
- Творческие люди, не только из Благотворительного фонда «Kashuba-Design», считают геобренд: «Россия - страна креатива, Москва - столица креатива», предлагаемый нами логотип и слоган стратегической целью, означающей «топ №1». Власть услышала дизайнера!?
Пока это не столько имидж и степень влиятельности, известности, сколько указание, что людям, мероприятию, предприятию, устойчивому творческому российскому рыночному продукту, можно смело довериться. Однако, наши докладные и аналитические записки в правительство и мэру оказалось нереализованными. Реализация доктрины креативной жизни и действий, повторю, это - мероприятия практически не требующие дополнительных денег и не дающие побочных эффектов, проблема в эффективном использовании выделенных средств.
21.06.13