Через неделю, после посещения выставки и мероприятий «Российской эко – недели в Москве» вновь в ЦВЗ «Манеж» (27 мая с.г.) на закрытом просмотре выставки "Дизайн упаковки. Сделано в России". Нас пригласила директор «Московского музея дизайна» А.Санькова, с которой мы познакомились на конференции, проводимой в рамках Московского международного мебельного салона (MIFS) в Крокус-Экспо. Александра на английском языке сделала блистательный доклад о дизайне, о музее. Для меня, особенность просмотра состояла в замечательной коллективной экскурсии по выставке с молодым одаренным экскурсоводом. Можно считать, что берестяной туес и бурдюк из звериной шкуры, первые дизайнерские работы человека, после работ учителя - природы, где главным была не эстетика, а потребность, требующая функциональности и практицизма. Тогда у предков, проблем с утилизацией упаковки не существовало. Ныне оборот этой отрасли миллиарды долларов и глобальные проблемы с переработкой её продукции.
Хронологический, исторический подход, в определенной степени и сравнительный, к представлению экспонатов правильный. Разглядывая послевоенную упаковку, утоляющую жажду подлинности, я вернулся в ту эпоху, многое узнал, вспомнил, помолодел лет на 60. Для меня лично, этот ретропоход оказался ценным, как жаль, что мы тогда не знали, что вокруг нас экспонаты музеев. Отсюда, важно сохранять итоги сегодняшнего дизайна, его творения. Интересна упаковка, в том числе русская, которая никогда не вскрывалась, в ней до сих пор нетронутое столетиями печенье, конфеты, икра, алкоголь. Трудно сказать, изменилось ли содержимое, в том числе цвет вина, коньяка. В книге посетителей отметил - очень жаль, что в основном не известны имена художников и дизайнеров упаковки. Причем, если раньше боялись конкурентов, способных переманить профессионалов, отсюда и анонимность, то чего боятся сейчас? Анонимность, безвестность ныне большой грех, страна должна знать креативных героев, вносящих вклад в современную культуру. Опять жаль, что не было упаковки грядущего, будущего, фантазии и инновации дизайнеров - элемент прогресса. Хорошо, что журнал «Интерьер+Дизайн» стал информационным партнером ММД. Очень полезны личные устремления, нацеленные на общественную пользу.
Виктор Кашуба
27.05.2013