Русское царство (XVI век). Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство явилось очередным этапом развития русского государства, в том числе и русской архитектуры. Архитектура данного периода продолжает традиции, при этом, в каменную архитектуру из деревянной, проникает форма «шатра», что является заметным отличием архитектуры нового периода. Самым известным памятником архитектуры сего времени, узнаваемым символом Москвы и России, является Храм Василия Блаженного или Покровский Собор, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Данный храм, как и весь Московский Кремль, Красная площадь (XIII—XVII век) входят в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Например, Баженов хотел снести Красную площадь и застроить её в классическом стиле, француз Ле Корбюзье иначе 25.10-18.11.2012 Ле Корбюзье. Тайны творчества. Церковь Вознесения в Коломенском, является первым каменным шатровым храмом в России, также в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Страшно вспомнить, сколько деятелей хотело её уничтожить, среди них известные и талантливые архитекторы.
Патриарх Никон прекратил их строительство на Руси и церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стилерусского узорочья, стала одной из последних с применением шатра.Архитектурный ансамбль Троице – Сергиевой лавры (XV—XVIII век) и ансамбль Новодевичьего монастыря (XVI—XVII век), также удостоились места, занятого в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Палаты Романовых в Зарядье на Варварке (XVI—XVII век), ныне музей, имели подвальный этаж (погребье), нижний этаж (подклетье) здесь и готовили, средний этаж - детская, девичья, а на четвертом – опочивальня и светлица.
Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле, Ростове, эта архитектура предвосхищала стиль московского барокко. Исторический центр Ярославля (XVI—XX век) в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А. М. Горностаева. Последователями русского стиля выступали А. А. Парланд, Н. Н. Никонов, А. И. Томишко, В. А. Косяков, реализовавший в храме Воскресения Христова концепцию "русского ренессанса", то есть возрождения форм допетровского зодчества XVII века. В обширной литературе приведены списки, рисунки, фото древнерусских архитектурных сооружений всех периодов.
В эпохе Российской империи особое место отводят русскому барокко и классицизму, отмечая русский стиль в архитектуре XIX—XX веков (см. статьи ниже), архитектуре начала XX века. Выделяется период СССР, 1917-30 гг., 1931-1990 гг. (этот исторический раздел мы представлять не будем), а далее, современная РФ и возрождающийся в ней дизайн интерьера. Всё это русская архитектура и интерьеры, от суровых изб Севера и математически выверенной гармонии Адмиралтейства, до жизнерадостной декоративности «елизаветинского» барокко, модерна и пр. стилей, а может сказать точнее, архитектура и дизайн России. И всё это - такое разное…
07.02.2014