8 (495) 477 47 97
Перезвоните мне

назад

Назад

О свете и цвете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность

Международное бюро интерьера и архитектуры
<p>В Международном бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN освещению, цветовой палитре, энергосбережению, уделяется большое внимание и полученные результаты не скрываются от коллег</p>
Научные публикации
Адрес: ул.Заморенова, д.5а 123242 Москва
Телефон:8(495)605-66-32

Так называется статья Валерия Кашуба, опубликованная в научном журнале. Кашуба В.В. О свете и цвете в дизайне интерьера.  Проектирование и реальность // «Современные гуманитарные исследования», 2017, №1, с. 70 -74. Свет ныне гораздо больше, чем освещение, он способен преобразить окружающие пространства и изменить их восприятие. Уже в 1 квартале 2017 года мы опубликовали напрофильном информационно – творческом портале kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru -175 000 пользователей, + социальные сети) три серьёзные статьи автора, касающиеся света (О свете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность. Энергосбережение. (1), О свете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность (2, 3). Особо следует отметить умение создавать затемнение, использовать тени, но на эту и иные  актуальные темы - впереди особый разговор. Знакомьтесь с публикацией.

Дизайн студия Москва

Кашуба В.В., генеральный директор Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN».

The Director General of the International Bureau of interior and architecture "KASHUBA DESIGN".

О свете и цвете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность.

About light and color in interior design. Design and reality.

Резюме. В Международном бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN действует системный подход к свету (естественному, искусственному, комбинированному) и цвету, их соотношению в дизайне интерьера. Требует особого внимания освещение - естественное (инсоляция) и искусственное, энергосбережение.

Summary. The international bureau of interior and architecture «KASHUBA DESIGN» proceeds a systematic approach to the light (natural, artificial, combined) and the color and their relationship in the interior design. It requires special attention to lighting - natural (sun exposure) and artificial, energy saving.

Ключевые слова: свет, цвет, дизайн интерьера, эксклюзивное проектирование, инновации, энергосбережение.

Keywords: innovation INTERIOR, light, color, interior design, exclusive design, innovation, energy saving.

Всё, что видим, невозможно без света и с ним связаны границы времени на Земле. Он не только обеспечивает изображение, но светом даже рисуют. Свет - отправная точка проекта интерьера и его лейтмотив (1). Важнейший фактор - естественное освещение помещений, инсоляция здания, климатические условия. В Международном бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN освещению, цветовой палитре, энергосбережению, уделяется большое внимание и полученные результаты не скрываются от коллег и креативной аудитории. На профильном информационно – творческом портале kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru -175 000 пользователей, + социальные сети) масса наших публикаций о свете (естественном, искусственном, комбинированном) и цвете, их соотношении, даже влиянии на структуру и форму в дизайне интерьера (1,2-14). Имеются статьи в научных журналах, материалы в книгах, мы проводим тематические семинары и мастер – классы.

Пространственно-эмоциональное впечатление человека не постоянно, поскольку световой климат, образ интерьеров, изменяются в дневное, сумеречное и ночное время, зависят от природно-климатических условий (снег, туман, листва) и пр. факторов. Комфортно-благоприятная разнообразная визуальная среда, при максимальном применении дневного света или предельном приближении к нему, достигается в «умных» интерьерах (1,7). Уже возможна доставка (распределение) естественного света в помещения, лишенные его доступа по тем или иным конструктивным причинам, имеющим недостаток света в силу больших площадей и пр. (1). В последние годы выросли технические достижения, стали возможны иллюзорные преобразования без реального изменения объёмно – пространственных композиций интерьера. Светодизайн превратился в самостоятельное направление, активно участвующее в формотворчестве материально – пространственной среды, статичных и динамичных форм интерьерного пространства, создании новых визуальных ярких качеств и образов, эмоций. Это находит отражение в передовых учебниках (15). Цвет и множество его оттенков из природного многообразия, влияют на форму, плоскость, могут сочетаться и не сочетаться друг с другом в мебели, тканях, цветном стекле, керамике, металле, пластике, по - разному ведут себя в пространстве, пластике объёма (1-16).

При проектировании искусственного освещения помещений, следует учитывать его параметры и качество, уровни освещённости, яркость и интенсивность света, световой поток и отдачу, индекс цветопередачи и световую эффективность, коэффициенты отражения. Выбрать каким будет свет - прямым, отражённым или рассеянным. Необходимо оптимальное освещение: общее, местное, а декоративное в жилье - вторично. Источники света и осветительные приборы подбираются конкретного типа, например, местное освещение желательно с лампами накаливания, исключающими ожог, не нужны галогенные лампы. Считается, что регламентация освещения, его статики и кинетики, по существующим гигиеническим нормам недостаточна, ибо не учитывает все имеющиеся качественные параметры, световую адаптацию глаз, перцептивные ощущения, производимое зрительное впечатление, пространственно - эмоциональную оценку архитектурно – художественного образа интерьеров различного назначения и типологии. Нормы освещения решают проблемы зрительного комфорта, но не регламентируют творческие, светокомпозиционные задачи, например, распределения света в пространстве - направленность доминирующих световых потоков, контрастность, неравномерность освещённости, распределение по времени и спектру в разных зонах интерьера, исключение ослеплённости (15). Тем не менее, нельзя выходить за рамки допустимого (нормируемого), физиологически благоприятного зрительного комфорта. Надлежит учитывать реакции (эмоциональные) людей с разным темпераментом, разными параметрами зрения, состоянием зрительного анализатора и психики, хроническими болезнями.

Возможны проектные ошибки, в силу несовершенства критериев расчётов, количественной и качественной оценки, экспертного контроля качества освещённости интерьеров, неумения управлять светом и цветом, отсутствия натурной проверки. Реальные условия восприятия света и цвета, светоцветовых композиций, отличаются от проектных, полученных современными компьютерными технологиями. Их называют усовершенствованной иллюзией (15). При этом, масштабность и яркость, контрастность, палитра визуальных ощущений, несопоставимы, не способны передать реально видимый глазом диапазон яркостных и цветовых контрастов в интерьере, функционально – образные формирования компонентов нашего окружения. В какой-то мере, на стадии проектирования, благодаря визуальной возможности осмотра изнутри роскошных интерьеров в виртуальной реальности – VR 360°, специалистам Международного бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN удаётся учитывать световую адаптацию глаз, перцептивные ощущения, производимое зрительное впечатление, пространственно - эмоциональную оценку освещения, в том числе, архитектурно – художественного образа интерьеров наших заказчиков (1,5,14). Мы до сих пор первые в мире, кто создал и демонстрировал макеты интерьеров помещений, напечатанные на 3D принтере, позволяющие абсолютно точно фиксировать внутреннее пространство и обстановку помещений, размещение осветительных приборов (1,6).

Оптимальной считается возможность доводить смоделированное освещение в реальном интерьере, добиваясь нужной масштабности, яркостной гармонии параметров, в формируемых целостных пространствах, их подробностях, деталях. Это, так называемое, натурное светопространственное моделирование, опирающееся на природную, чувственно –физиологическую систему визуального восприятия конкретного человека (1,15). В её основе - центральное поле зрения глаза (яркостная и цветовая адаптация). Проверка расчётных параметров освещённости проводится приборами. Нужно учитывать конкретные

чувственные реакции, психофизиологические возможности заказчиков, противопоказания пользователей (гипертония, неустойчивая психика, эмоциональная неуравновешенность). Не забывая, что возможны межанализаторные и психоэмоциональные соощущения и впечатления, например, акустические, кинетические, обонятельные, тактильные (1,4). Информация о свете, цвете, формах и способах передачи различных названий цветов, оттенков, оказывает влияние на коммуникацию людей, имеет свою терминологию, лексику (1,16).

Современные сложно организованные системы, устройства и технологии, спецстёкла и зеркала, разнообразные приёмы, позволяют распределять и перераспределять, преобразовывать свет, восполнять его недостаток, регулировать (изменять геометрию, интенсивность, спектр, ритм), формировать необходимые объёмно –планировочные решения интерьера и экстерьера, создавать программируемые яркостные и цветовые композиционные свойства и динамику световой среды обитания (доминанты, акценты, фон, контраст, единство и соподчиненность, симметрия). Особое место занимают новые светопропускающие (прозрачные), рассеивающие и отражающие материалы (1,7,12,13). Для каждого помещения требуются свои цвета, например, для спальни девочек эффективны нежные, теплые цветовые решения, вплоть до светло - розовых тонов (оптимальная яркость красок, цветовой баланс), своя игра цвета и света. Цвет, в том числе одноцветность, настенных росписей, обоев, мебели, паркета, тканей и пр. позволяет расставить яркие, тёплые, холодные акценты в интерьере, связать или выделить функциональные зоны. Много способов его художественного усиления или ослабления, получения иных эффектов, например, применяя блестящий или матовый лак, шлифовку, полировку, новые методы печати и отражения света, усиления яркости или придания цвету фактуры иной тональности без дополнительной подсветки, мерцание. Естественные материалы, например, древесина, обладает неповторимым структурным цветом, поверхностями со сложным узором текстуры и игрой света. Современные техногенно – пространственные образования, образная среда для заданных ситуаций, характер производимых зрительных впечатлений, мэппинг, позволяют не изменять материальную основу интерьера, замещая его световыми фактурами, виртуально чисто зрительными, при этом можно объединять интерьеры и экстерьеры (1,15).

Симметрия, асимметрия светового потока, световой ритм, распределение яркостей в интерьере, повышают композиционную значимость, иллюзию трансформации параметров, масштаба и формы пространства, рельефности, усиливают глубину перспективы. Эффективны устройства, корректирующие светотеневой и светоцветовой режимы, цветовой климат помещений, способствующие ощущению светонасыщенности, художественному перевоплощению интерьеров. Например, белый свет (теплый, нейтральный, холодный), в цветном интерьере создаёт один эффект, цветной свет в белом пространстве – другой, сглаживает яркостные контрасты, объединяет пространство (нивелирует цветовые оттенки среды). При рассмотрении предметов в разных диапазонах спектра электромагнитного излучения, их цвет и форма будут иными, в частности, в ИК - или УФ – оптическом спектре.

Для условий отсутствия дневного и сумеречного освещения, важны его подобия, компенсирующие, коррегирующие средства (пластические, фактурно-отражательные, цветовые), учитываемые при проектировании искусственной световой среды обитания человека, в том числе адресной (работа в ночную смену, безоконные помещения, Заполярье и пр.). При решении проблем освещения (задачи коммерческие, сценические, экспозиционные, выставочные) также важны удобства, зрительный комфорт и эстетика, сохранение здоровья и работоспособности, зрительные оценки, экономичность, низкие затраты на содержание (4). Усовершенствования, да ещё объединённые общим стилистическим решением, как правило дорогостоящие, требуют и мастерства. Многие интерьеры от бюро KASHUBA DESIGN имеются в его Портфолио, опубликованы в 53 номерах профильных глянцевых журналов, в том числе на обложках, ежегодно их можно увидеть на 8-10 выставках, как в РФ, так и за рубежом, удостоены ряда премий и дипломов.

На цели освещения в РФ тратится более 12 % всей потребленной электроэнергии, а на уличное освещение порядка 0,5%. В стране действует федеральная целевая программа «Энергосбережение России» и дело не только в источниках света (лампах), но и его доставке, распределении... Повторим, требования разные к искусственному освещению жилищ (кухни, спальни, кабинеты, зимний сад, домашний кинозал), медицинских клиник, ресторанов, офисов, входных групп, лестниц и лестничных пролётов, лифтовых холлов и пр. В комплексе мер по повышению эффективности освещения открытых и закрытых пространств, важная роль принадлежит новым поколениям осветительных приборов, энергосберегающим источникам света, призванным решать разные целевые задачи и выполнять определённые функции, среди которых, качество светового потока и освещённости, надёжность. Важно знать спектр излучения ламп, отражения поверхностей и света отражённого. В Международном бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» разработали новый класс ленточных светильников, сделали новый арт - тип, с новой смысловой нагрузкой и эстетикой. Особо ценны они там, где повторяют стилевую линию дизайна, но могут стать и ключом в дизайне интерьера помещения, ландшафта, т.к. не предназначены для конкретных пространств и объёмов. В силу отсутствия яркого света, они вряд ли смогут оказаться световыми загрязнителями, скорее наоборот, явятся некой альтернативой им. Здесь возможна и серия, промышленное производство, ибо ленточные светильники (система световых полос) способны охватить значительное количество потребителей (1).

Все современные светоточки автоматически управляемы различными сенсорами, датчиками, учитывают внешние погодные и сопутствующие условия, интегрированы в сеть, контролируемую удаленно с помощью веб – приложений (модули, вай - фай). Например, датчики движения срабатывают, когда появляются люди, и экономия энергии понятна. В семь раз меньше энергии потребляют светодиодные лампы, а срок службы их в 2 раза выше в сравнении с лампами накаливания, при многократности включения и, соответственно, отключения. Светодиоды должны органично вписываться в существующие элементы дизайна, в том числе люстры и бра в классическом стиле. В подъездах всегда необходимо присутствие аварийно - эвакуационного освещения, создающего уровни освещенности от 0,5 до 5 лк на полу и лестничных проходах, согласно нормам.

Световой дизайн помещений должен способствовать энергосбережению: посредством окраски, шероховатости стен; светопрозрачных конструкций жилых и общественных зданий; ориентации, размера и чистоты окон, не загромождения их цветами, предметами декора, устранения иных преград для солнечного света (деревья, здания) -1,7. Например, современная колористика, стены и потолок со светоотражающими красками (с коэффициентом отражения не менее 70%), снижают потребность в мощности светильников на 30-40% (1). Можно добиваться до 40% экономии электроэнергии на создании и эксплуатации правильного уличного освещения возле дома (придомовая территория), освещения подъездов, входных групп. Цена 1 люкса освещённости должна быть минимальной.

Таким образом, современное искусство света light art, новации цветоформы, пластические пространственные возможности, работа со светом и тенью, новые пути формообразования, световое оформление – это важнейшая сфера деятельности дизайнеров интерьера, а в ряде ситуаций - отдельная профессия. Для интерьеров, созданных Международным бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», характерно чарующее переплетение красок и бликов, изысканная цветовая и световая гамма, контрастные и стилевые цветосветовые акценты, создающие атмосферу изысканности и комфорта. Совсем не случайно, многие интерьеры, отвечающие даже потребностям будущего, стали узнаваемыми, классическими, хрестоматийными (1-14).

В инновационном свето- и цветодизайне интерьера доминируют новшества, новинки, в основе которых взаимосвязанное приложение передовых научных, инженерных, медицинских, организационных, маркетинговых знаний, имеющих полезную практическую применимость, порождающих новое в современной жизни. Процесс внедрения конечных результатов творческой деятельности, имеет комплексный, сложноорганизованный и многоаспектный характер. От проектировщиков требуется изменение некоторых привычных стереотипов деятельности, навыков, а от пользователей - освоение новшеств в лучших по своим параметрам и свойствам интерьерах.

Литература.

  1. Профильный информационно - творческий портал kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru).
  2. Кашуба В.В. Как сделать безопасными интерьеры Детских комнат. М. Изд. «К. – Д дизайн», 2015, -79 с., 4 прил., 52 илл.
  3. Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А., с соавт. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. Изд. «К. – Д дизайн». 2011, 156 с., прил., илл.
  4. Кашуба В.В. Дизайн интерьера. Учет природных факторов и анализаторы человека // «Актуальные проблемы современной науки». 2013, №5, с.98-102.
  5. Кашуба В.В. Портфолио интерьеров - VR360°// В сб. научных трудов Министерства образования и науки РФ, по материалам Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты», 30.06.15. Тамбов, 2015, том 10, с. 37-40.
  6. Кашуба В.В. Интерьеры, напечатанные на 3D – принтере // Актуальные проблемы современной науки. 2014, №3, с.110-114.
  7. Кашуба В.В. Новации для света и цвета в «умных» домах (smart house)// Современные гуманитарные исследования. 2015, №6, с.170 -174.
  8. Кашуба В.В. О повышении конкурентоспособности российского дизайна интерьера // В сб. научных трудов Министерства образования и науки РФ, по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». 29.11.13. Тамбов, 2013, часть 4, с.63-67.
  9. Кашуба В.В. Сколько жить интерьерам? // «Вопросы экономических наук». 2014, №5, с.6-10.
  10. Кашуба В.В. Ежедневно заглядывать в будущее интерьеров // Вестник научных конференций. 2015. № 4-1(4). Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции. 31 декабря 2015, часть 1, с. 78-85.
  11. Кашуба В.В. Системы безопасности и дизайн интерьеров// «Актуальные проблемы современной науки». 2016, №2, с. 173-178.
  12. Кашуба В.В. О натуральном камне для современного интерьера// «Актуальные проблемы современной науки», 2016, №5, с. 142-145.
  13. Кашуба В.В. К системе декора в интерьере \\ «Вопросы гуманитарных наук», 2016, №6, с. 93-96.
  14. Кашуба В.В. Дизайн интерьера и новый способ проектной коммуникации – виртуальная реальность VR 360°// Современные гуманитарные исследования. 2015, №3, с.112 -116.
  15. Архитектурно – дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции) / В.Т. Шимко, М.Ф. Уткин, В.Ф.Рунге и др. М.: Архитектура-С, 2011, 256 с.
  16. Ефимов А.В. Цвет + форма. Искусство 20 и 21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт, Дигитал-Арт / Изд. Букс Март, Москва, 2014.

Информационно - творческий портал 

Назад

Это интересно:

Это не просто дизайн студия интерьеров, это - Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN»

Кашуба Валерий Викторович – с 1998 года руководитель Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», автор порядка трёхсот реализованных объектов в РФ и за ее пределами, лауреат академической премии имени профессора... читать далее

20.07.2018 Об услугах
Проект интерьера кафе

Удачное расположение объекта, например, в центре столицы, не зависит от дизайнера, однако, с его помощью, кафе или бар, могут стать центром притяжения гостей из центра столицы. Как правило, современное кафе многофункционально, оно предназначено для... читать далее

Об услугах
«Дизайн спа»

Современные интерьеры от Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» – красивые, стильные, уютные это  безопасные пространства для жизни, работы, творчества и развлечений, в которых реализованы лучшие идеи... читать далее

Об услугах
«Коммерческое предложение смета объекта»

Вопрос цены за работу дизайнера интерьера, архитектора, во всем мире зависит от уровня поставленных заказчиком задач и объекта, их профессиональных способностей и степени ответственности бюро. Потенциальный заказчик должен знать уровень творческой и... читать далее

Об услугах

Вам нужна консультация ?

Оставьте свой номер телефона и в ближайшее время мы вам перезвоним для консультации

Нажимая на кнопку "Заказать звонок" вы даете свое согласие на обработку персональных данных