Говорят, «стили создают дизайнера, художника, архитектора, а потом они формируют свой собственный стиль». К сожалению, за редчайшим исключением, они формируют свою манеру, стилистические особенности, но не стиль. Об исключениях. Модерн (фр. moderne — современный) можно сказать родился и в Вене (Австрии), в самом конце ХIХ и начале ХХ века и назывался сецессион (secessio- отделение, уход), югендстиль (молодежный) в Германии. Его действительно придумала и создала группа молодых художников, архитекторов для искусства, в том числе прикладного, архитектуры и дизайна. Получилось, что в этот период в России жили одновременно с художественной модой Европы и ощущения жизни были близки. В основе модерна лежала идея преобразования мира по законам утонченной красоты во всем, поэтому он объединяет все виды и направления передового искусства, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности и жизни человека, стремясь сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений. Наиболее характерным визуальным его отличием считается свободная, пластичная форма с обилием прихотливо гнутых линий, динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких и волнистых, текучих формах. В России стиль стал популярен и его именовали модерн, т.е. в разных странах называли по – разному и в этом тоже его особенность, но везде он четко узнаваем.
Интерьеры в стиле модерн строились зачастую «по принципу проектирования изнутри наружу, когда форма и объем вытекают из пространственной планировочной структуры». Внутреннее пространство определяло также и внешний облик здания. Архитектурные формы зданий, фасады, оконные переплеты, детали, орнаменты, походили на текучие образования, напоминавшие одновременно и природные формы. Более того, все элементы зданий и интерьеров, ограды и навесы, а также отделочные материалы, стены, двери, предметы меблировки, перила и лестницы, посуда, ткани, светильники и даже дверные ручки, щедро украшали изображениями стилизованных: вычурных цветов (популярны ирисы, водяные лилии, розы), листьев, переплетенных ветвей растений, вплоть до зарослей, форм тел животных птиц и насекомых (стрекозы, кузнечики, жуки), сказочных персонажей. Они носили символический смысл и особый легкий, плавный ритм гармонии с природой. Не забыли и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению, стилизации.
Главная цель, чтобы все составные элементы и детали целого были решены в одном ключе естественности. Мебель в интерьерах удобная и комфортная, но несколько тяжеловесная, изысканны диваны и кресла, шкафы, буфеты и комоды с резьбой по дереву, вязью. Популярна мозаика (картины), расписные витражи, украшающие и мебель, хрусталь, вазы с диковинными растениями, бронза, фарфор, гнутое стекло, стеклянные абажуры, напоминающие чашу цветка. Работая на просвет, стекло и витражи (3D) оживляют любое пространство и часто служат ярким объединяющим началом для остальных элементов дизайна. Характерны пейзажно – живописные полотна в интерьере. Архитекторам помогали современные технологии, конструкции и строительные материалы, в том числе керамическая плитка, облицовочный кирпич, металл, чугун, кованое железо и железобетон. В тоже время, модерн экологичен, в его основе сочетание излюбленных материалов - дерева, камня и гипса, других натуральных материалов и природных оттенков, стекла, желание максимального выявления фактуры и пластических возможностей материалов, а в итоге - стремление стать частью природы, подражать ей.
Для более подробного знакомства с любимым стилем, пришлось ехать, после Франции и Германии, на его родину, в Вену, где с удовольствием наслаждался работами основоположников. Например, одного из них, художника Густава Климта, копии картин которого, украшают стены нашей дачи. Представляется, если нет картин, живописи, рисунка, графики, скульптур даже в красивом интерьере, он немного не живой. Модерн необычно полно олицетворяет синтез искусств и удивительно многообразен, но, повторюсь, как настоящий стиль узнаваем в любой стране, убедиться может каждый, хотя многие находят в нем сходство с Ар-Нуво (Франция, Бельгия, тема дискуссионна). В каталоге, посвященном искусству замечательнейшего художника Альфонса Мухи, изданном и купленном мною в Чешской республике, его называют основателем в 1894 года стиля Ар-Нуво. Не забываю, что чехи тогда жили в составе Австро-Венгерской империи. В России прекрасны работы в стиле модерн у архитектора Ф.О. Шехтеля, который был одним из наиболее ярких его представителей в Европе, замечателен Красный зал
в «Метрополе» (Республика Казахстан в Москве) и усадьба, особняк сахарозаводчика и мецената, П. И. Харитоненко (О стиле интерьеров резиденции английского посла), где интерьеры Л. Кекушева, Ф.О. Шехтеля не только в стиле готического модерна.
Кстати, Ф.О.Шехтель с 1906 года являлся председателем Московского архитектурного общества. Известнейшая его работа - особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) – якобы основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Мы сделали даже небольшой видеоролик о его интерьерах Анонс!!! Скоро серия эссе о стилях.
Федор Лидваль в модерне успешно творил в Санкт – Петербурге. В прекрасной книге о русском деревянном зодчестве, приводится «деревянный модерн» в России (см. Отклик на книгу. «Русское деревянное зодчество XIV –XX веков. Архитектурная энциклопедия»). Однако, назвать его «русским», а тем более добавить – «стилем», может и нельзя. Повторюсь, когда мы говорим о современном российском дизайне интерьера (архитектуре), их культурной и эстетической индивидуальности, то не всегда знаем, где провести границу, где они российские, до какой линии или черты. Понятно, в первую очередь, имеет место география и национальность авторов, наши национальные особенности - климат, уклад и др. При этом, архитектуре и дизайну интерьера нужно серьезно учиться, длительно заниматься, гениальные самоучки в прошлом.
Модерн оказал влияние на развитие ряда направлений в современном дизайне XX века, таких как экспрессионизм, арт - деко (Переосмысленный Арт-деко, Жизнь в построенных идеалах) и др. Модерн, стиль интересный, сложный, витиеватый, но важный для развития собственного творчества, импровизации, а изготовление предметов интерьера технически непросто и дорого, несмотря на скачок технологий и массовое производство. Тем не менее, он серьезно обогатился новыми материалами и текстурами, что делает стиль еще более разнообразным, но не дешевым.
18.02.2014