Во второй половине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило стилевое направление, часто объединяемое под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль», «русско-византийский стиль»), в котором, в поисках национальной самобытности, на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества. С 1830-х гг. это направление в зодчестве получило официальную поддержку со стороны Императорского двора и Святейшего Синода. К.А. Тон построил такие памятники архитектуры как Большой кремлевский дворец (1837-1849 гг.) и Храм Христа Спасителя (1839-1883 гг.).
Народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVIIвв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» И.П. Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873), типография Мамонтова в Москве, созданная В.А. Гартманом (1872), и их совместная работа (павильоны Политехнической выставки в Москве, 1872 г.), в постройках Н.В. Никитина (например, «Погодинская изба», 1856 г.), А. Л. Гуна (дом Пороховщикова, 1872 г.), широко используются мотивы и отдельные детали деревянного жилого зодчества, а также декоративные элементы, которые заимствованы из вышивки и других форм русского народного искусства (см. Отклик на книгу. «Русское деревянное зодчество XIV –XX веков. Архитектурная энциклопедия»). В основе многих общественных сооружений таких архитекторов, как: Д.И. Чичагов (здание Городской Думы, 1890-1892 гг.), А.Н. Померанцев (Верхние торговые ряды, 1889-1893 гг.), а также В. О. Шервуд (Исторический музей, 1874-1883 гг.), лежат композиционные принципы и декоративный строй московского каменного зодчества второй половины XVII в. А с начала ХХ в. «Русский стиль» получает новый виток развития, как бы удерживаясь при этом в русле стиля модерн.
На смену же прежнему, буквальному воспроизведению деталей, приходит, широко понимаемая стилизация с ее свободой формообразования и пластических решений. Этот стиль получил название «неорусского». Русский стиль занимал особое место среди различных направлений эклектики.
12.02.2014