Вопросы экономических наук ,№4, 2012 г. стр. 8-10.
Международная конференция в Варшаве «In-out design trendy 2012».
В Варшаве, в Российском центре науки и культуры 28-29 марта 2012 года состоялась Международная конференция «In-outdesigntrendy 2012» и в её рамках прикладные семинары. Среди участников форума известные польские архитекторы, дизайнеры, художники, строители, бизнесмены, журналисты. Специальными гостями от РФ были: выдвинутые на соискание Государственной премии РФ -2012: Валерий Кашуба, генеральный директор Международного бюро интерьера «KASHUBA DESIGN», доклад «Высокохудожественный интерьер России «золотого» десятилетия ХХI века. Традиции и инновации» и Сергей Эстрин, генеральный директор архитектурной мастерской «Сергей Эстрин», доклад «Современные частные интерьеры и архитектура РФ ХХI века». Алексей Муратов, профессор, главный редактор журнала «Проект Россия -Projekt Rosja», выступил с докладом «2012 год - перспективные направления развития русской архитектуры и градостроительства", Александр Хохлов - российский художник, живописец, сценограф и другие.
С приветственным словом к собравшимся обратился д-р А.А. Потёмкин, директор Российского центра науки и культуры в Польше.
За два дня напряженной работы удалось познакомить аудиторию, порядка 100 человек, с ситуацией в архитектуре и дизайне интерьера России ХХI века, ответить на многочисленные вопросы, дать интервью. Мнение наших специалистов было актуальным, ибо «с новым тысячелетием в нашей архитектуре произошёл перелом», «искусство планировки загородных поселений у нас рождается заново». Добавим и частный дизайн интерьера тоже. Фактически уже имеется конкурентоспособная российская, отечественная, креативная инновационная продукция - творческий результат модернизации страны. Как заявила в своём докладе пани Zuzanna Domin, главный редактор издательской группы, «нужно удостовериться есть ли вкус в интерьерах разработанных русскими для русских ..." Диспозиция российской стороны включала разделы по эксклюзивному дизайну частного интерьера и архитектуры - квартир (включая двухуровневые), пентхаусов, апартаментов, резиденций VIP, загородних домов (вилл), усадебных комплексов, зданий и помещений общественного назначения в стиле «лофт», офисов, ресторанов. Акцент сделан на демонстрацию решений вопросов здорового образа жизни, на отдых. Профессиональный интерьер всегда разный, он подвержен и не подвержен веяниям моды, классика относится к категории непреходящих ценностей, впитавших богатства искусства. Демонстрация работ д-ра В.Кашуба, С.Эстрина (3), А. Муратова вызвала положительные эмоции у собравшихся. Присутствующим на премьерной зарубежной презентации книги «Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна», они вручены с автографами автора (1). Книга дизайнера - редкость, в ней всё от иллюстраций, таблиц, графиков, дизайна верстки, от автора, текст с соавторами. Эту книгу с иллюстрациями можно отнести к спектру зрелищных жанров, дающих особые визуальные ощущения, за счет научных подходов к визуализации мыслей и деятельности авторов в новой области. Продукт визуальный и интеллектуальный отмечен высокими оценками, итог благотворительности распространялся бесплатно. Не стыдно перед зрителями и читателями.
Сегодня ещё трудно пытаться оценить специфику новой «стратегической модели» российского дизайна интерьера, с точки зрения поиска матриц её исторического развития, выявления её корней, уникальности самобытного смешения европейских и азиатских сильных черт. В продемонстрированных интерьерах, оригинальные черты, стратегические рисунки формирования, чувствуется энергия, просматриваются высокохудожественные идеи московского тренда, как выражался академик И.Грабарь, черты «высокого стиля», возможно, ростки элементов нового российского стиля (2). Современный интерьер обладает максимальной способностью передавать ощущение, увязывается с прошлым искусством. Уже сегодня на ряде объектов интерьер, предметно-пространственная среда, настолько уникальны, что их можно отнести «к антиквариату». Проблема, как сохранить эти феномены культуры и искусства, объявить, защитить от подделок и сделать, в установленном порядке, творческим наследием? К примеру, полностью снося хрущобы, уничтожая коммуналки, мы вычёркиваем историю. Видео и фотоматериалов реально сносимых, исчезающих архитектурных объектов коммунизма явно недостаточно. Молодёжь должна видеть живое прошлое, оно продуктивно для будущего. Наверное, пока не поздно, нужно сохранить в Москве живьем одну архаичную типовую панельную пятиэтажную хрущобу, со всеми реальными условиями быта, сделать из неё музей. А в Польше?
Одновременно узнавали много нового о современных авангардных реалиях и подходах в данной сфере в Польше, в том числе из доклада Екатерины Merta - Korzniakow "Всемирные тренды в польских домах». Заслуживает внимания объявление конкурса Foorni FEST, желание представить широкой аудитории, в том числе, за пределами польских границ, проекты архитекторов и дизайнеров интерьеров общественных и частных домов, квартир, ресторанов, гостиниц, магазинов и т.д. созданные местными дизайнерами и архитекторами, включая аксессуары, художественно обработанный металл, стильные лампы освещения, элементы озеленения. В ходе мероприятия, прошли семинары известных фирм- Autodesk, Fakro, AGC Flat, ATOS, Noclaf, BONITA. Очень полезный обмен мнениями специалистов. Следует отметить хорошую организацию конференции, выставку работ Александра Хохлова "Театр воображения". Стоит приветствовать это культурное явление, общение на языке искусства и культуры, помогающее привносить актуальные творческие идеи, концепты, результаты в социум, витальный мир человека, изменяющие и развивающие нас, наше восприятие сложного мира.
Не исключена возможность проведения в Польше Первого Российского некоммерческого фестиваля дизайна высокохудожественного интерьера России ХХI века и выставок, под брендом «Москва- столица креатива, Россия- страна креатива». Отсюда, в рамках некоммерческого фестиваля, хотелось бы увидеть высокопрофессиональные работы дизайнеров, архитекторов, трендсеттеров - свободных творческих личностей из глубинки: Южно-Сахалинска, Иркутска, Сургута, Барнаула, Ростова на Дону, Калуги, Ярославля и многих других мест (2). Все они участники модернизации страны. Полезна была бы выставка в Москве работ ХXI века польских дизайнеров и архитекторов, совместные конференции, мастер-классы. С учётом зарубежного опыта, необходима система реальной прозрачной поддержки, содействия в продвижении креативных услуг малых предприятий на внешнем рынке, охране авторских прав. В этом конкретном взаимодействии, один из важнейших способов выхода российских и польских креативных предприятий на зарубежные рынки, увеличения предложений и заказов. Тема мультикультурной креативной индустрии Москвы, РФ, важна для славянского и русскоязычного пространства, для ЕС, мусульманского мира. Это способ реального продвижения русского языка, бренда Москвы, РФ. Надлежит способствовать формированию творческих кластеров славянских стран в сфере креатива, искусства, дизайна, архитектуры, культуры, где множество общих проблем.
Истинные ценности всегда вызывают уважение, признание и не только… Вот важный, но неполный отчет по программе конференции. Мы приглашаем всех, Добро пожаловать в талантливо формирующееся культурное пространство высокохудожественного интерьера и новой архитектуры России ХХI века! Жаль, что времени на знакомство с красивой столицей Польши у гостей почти не осталось.
Литература.
- Кашуба В.А., Ильдеменов С.В., Марков М.А. и др. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. 2011.
- Высокохудожественный интерьер России начала ХХ1 века // «Губерния». 2012. №1. С.30.
- Сергей Эстрин. Архитектурная мастерская. Портфолио. Екатеринбург, TATLIN, 2012.-232с.
24.12.2012