На своем сайте, в книге, мы находим место для освещения, современных позиций исторических стилей, предметного дизайна. Запомнилась Франция и Париж, и даже недавняя выставка интерьеров фотографа М. Листри в Москве. Все это важные просветительские моменты. Нужно с разных сторон напоминать читателям, пользователям сайтов о красоте стилей, завоевывавшей века.
Cтиль барокко (barocco- ит., причудливый) родился в Италии, многие считают в период Высокого Возрождения и покорил всю Европу. Цель строительства дворца, дворцово – паркового ансамбля в Версальском поместье, прославление абсолютной монархии. Для честолюбивых строителей дворцов и резиденций всегда действенна поговорка: хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. В данном случае идеи об укреплении и прославлении власти во Франции, метафорически сравниваемые с Аполлоном. После смерти «короля – солнце», прожившего 76 лет, двор покинул Версаль, потом возвращался и опять покидал. Блистательный дворец построили, начав в 1661 году, осушили 800 га болот, создали искусственные террасы, парки и сады, прорыли каналы, соорудили акведук для обеспечения водой фонтанов и бассейнов. Ширина Большого канала составила 62 м., а длина чуть больше 1,5 км. Все строилось этапно, долгие – долгие годы и комплексно, вокруг замка рос целый город для придворных, охраны, прислуги, а количество гостей на праздниках достигало 200000 чел. Главные архитекторы А.Ленор, Л.Лево, Ж.Ардуэн - Мансара, художник Ш.Лебрен и многие другие лучшие специалисты. Версалю, ныне раскинувшемуся на площади в 166 га предстоит реконструкция и частичная модернизация, превращающая его в город-сад.
Красота природы пригорода Парижа, пространственные композиции, удивительно гармонично сочеталась с архитектурой сооружений дворцового комплекса, скульптурами, картинами, прекрасными фресками, живописью. Удивительный диалог и идея проникновения экстерьера внутрь и наоборот. Поражает Зеркальная галерея, украшенная кроме зеркал, картинами и скульптурами, люстрами, колоннами, лепниной, живописью на сводах и плафонахи прочим декором. Максимум позолоты. Золото повсюду во дворце, включая потолок, стены, мебель, оно умножает свет. Лучи солнца, отражаясь от золота, заливают помещение теплым светом. Зеркальная галерея соединяла Большие апартаменты короля с покоями королевы, служила местом приема послов. Прекрасна опера. Великолепный мраморный дворец в Трианоне, облицованный розовым и зеленым мрамором, его ботанические сады, театр, соседствовали с прямолинейностью классицизма.
Версаль, как величественная парадная резиденция, в стиле барокко, и его ландшафт, послужили эталоном для монархий и знати России (Петергоф, Москва), Германии (Сан-Суси), Австрии (Шенбрунн), Англии, Испании, Италии, Латвии и прочих стран, но имели отличия и не сравнялись с ним, его ландшафтами, регулярными садами, ни по масштабам, ни по роскоши, художественным достоинствам. Несмотря на неоднократные грабежи, пропавшие шедевры, его реставрировали и сделали музеем Франции еще в 1837 году. Он и по сию пору – апофеоз роскоши, образец и источник вдохновения для архитекторов, дизайнеров, художников, специалистов паркового искусства. В этом плане актуальна выставка талантливого итальянского фотографа интерьеров Массимо Листри, который не обошел вниманием Версаль. Фото и интерьеры даже на фото роскошны. Дворцы, не символы власти, а скорее памятники их креативным создателям. Великие люди, задавшие моду на архитектурные стили и художественные направления, продолжают жить в памяти и в искусстве. Сейчас существуют в России и за рубежом, фабрики и специалисты, которые делают точные копии мебели любого периода и любой страны.
Мария-Антуанетта, супруга короля Людовика ХVI, с друзьями полола грядки, собирала яйца и доила коров, вернулась к естественному образу жизни. Для неё специально построили ферму. Нечто подобное имеет место с Мишель, женой президента США Б.Абамы. А у нас в России, все на дачах сажают и пашут.
02.07.2013
Завтра: Рококо для Людовика ХV и…