В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова, к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках и некоторых доходных домах. Известны работы Ф.Шехтеля, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго-1901 (см.Отклик на книгу. «Русское деревянное зодчество XIV –XX веков. Архитектурная энциклопедия») и Ярославский вокзал в Москве (1902).
В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля, появляются – модерн (О стиле интерьеров резиденции английского посла, Республика Казахстан в Москве), неоклассицизм и др. Стиль модерн проникает в Россию с Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы.
Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик - Лазарева (набережная Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А.Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
Свое дальнейшее развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассике - постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 г. Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово - промышленной в Турине.
14.02.2014