В 1760-х годах на смену барокко постепенно приходит классицизм, мастерами которого были И. Е. Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга, также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778 - 1786), Князь-Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги - Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Крупнейшие московские архитекторы второй половины XVIII века В. И. Баженов (Дом Пашкова, 1774—1776), и М. Ф. Казаков, сформировали архитектурный облик Москвы того времени. В мебели преобладала торжественность, солидность, а в обивке стульев, бархат или сукно темных, глубоких тонов.
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, ему на смену появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами архитекторов А. Н. Воронихина (Казанский собор в Петербурге ,1801—1811, здание Горного института (1806—1811), А. Д. Захарова и Жан Тома де Томон. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был В. П. Стасов (Спасо-Преображенский собор,1829, Нарвские триумфальные ворота,1827—1834,Троице-Измайловский собор,1828—1835). К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона относят здание Большого театра в Петербурге (1805), здание Биржи (1805—1816), перед которой он установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Последней крупной фигурой, работавшей стиле ампир стал российский архитектор К. И. Росси - Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832). К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят О. И. Бове, Доменико Жилярди и А. Г. Григорьева. Московский ампир 18 века в Потаповском пер. 8/1 стр.2. В интерьерах модны «героические» аксессуары, знамена, копья, львиные лапы украшают ножки мебели, а в обивке популярен алый бархат.
Ныне, исторический центр Санкт – Петербурга и связанные с ним комплексы памятников (XVIII—XX века), внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
11.02.2014