Президент РФ подписал указ о старте с 2018 года в стране Десятилетия детства. Т.е., стране 10 лет будет жить под знаком детства и этот приоритет положительно скажется на жизни в стране. Это событие относится ко всем, касается каждого. В связи с чем, ещё большую значимость приобрело важное городское мероприятие – выставка «ОБРАЗование Москвы» (11 - 21 апреля 2017 года) в Выставочном центре «Дом на Брестской». Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» приняло участие в полезном для школьников мероприятии. Нас интересовало мнение, касающееся интерьеров, каждого ребёнка и его выслушивали. В данной статье Валерия Кашуба, речь не только о сюжетно – ролевой творческой игре со школьниками, ихпереживании настоящего момента участия в дизайнерском процессе создания интерьеров. Стоит прочитать, полезно.

педагогические науки 3 за 2017 г

Кашуба В. В. Сюжетно – ролевая игра со школьниками в творческий дизайнерский процесс создания интерьеров // «Педагогические науки», 2017, №3, с. 14 – 18.

The Director General of the International Bureau of interior and architecture "KASHUBA design"

Roleplay with students in the creative design process of creating interiors.

Резюме. Детские комнаты – домашние, семейные очаги развития и взросления, образования, воспитания, культуры детей, в том числе физической, база взаимодействия с детскими садами и школами. Это ведущее основание треугольника: дом – детсад – школа. Представлен опыт концептуальных и виртуальных коммуникаций с группами московских школьников в сфере дизайна интерьера. Провели непривычный «мастер-класс», привлекательную сюжетно – ролевую игру в творческий процесс оценки и улучшения созданных в бюро интерьеров детских комнат. У школьников проявлялись притягательные положительные эмоции, радость общения и желание вместе креативно трудиться без мысли о поощрении, награде. Игра может служить началом некоего созидательного движения для поколения. Таков маленький штрих к воспитанию человека с детства для специализированной творческой деятельности. Это добродетель, приносящая пользу.

Ключевые слова: инновации, дизайн интерьера, детские комнаты, школьники, мастер-класс, игра, виртуальная реальность – VR 360°, образование, творчество, безопасность.

Keywords: innovation, interior design, baby room, school, master class, game, virtual reality – VR, 360°, education, creativity, safety.

Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» приняло участие в важном городском мероприятии – выставке «ОБРАЗование Москвы» (11 - 21 апреля 2017 года) в Выставочном центре «Дом на Брестской» (1). Выставка некоммерческое мероприятие, вход свободный. Организатором всех мероприятий является - ГБУ «Мосстройинформ», при поддержке Департамента градостроительной политики города Москвы, а генеральным партнером Выставки - КП «Управление гражданского строительства города Москвы».Выставка представляла горожанам новые архитектурные идеи для образовательных зданий и прилегающих к ним территорий в современной столице, реализованные проекты лучших образовательных учреждений города, где предусмотрены «вариативность, выбор, широчайшие возможности самоопределения детей, образовательные маршруты для каждого ребенка в зависимости от его интересов и увлечений». В условиях внедрения новых образовательных стандартов требуются и современные формы, и планировки, при проектировании образовательных пространств. Концептуально, детские комнаты – домашние, семейные очаги развития и взросления, образования, воспитания, культуры детей, в том числе физической, база взаимодействия с детскими садами и школами. Это ведущее основание треугольника: дом – детсад – школа (1,2). Поэтому, мы выставили планшет (1.5 х 1 м) созданных детских комнат с акцентом на безопасные интерьеры детских образовательных пространств (авторский коллектив бюро: Кашуба В. В., Кувшинова А. А., Кусакина К. О., Сторожева Я. А.), провели для 100 детей особый игровой мастер – класс «Интерьеры детских образовательных пространств в виртуальной реальности», были спикерами Круглого стола «Новые архитектурные концепции образовательных зданий», где дизайнер интерьера Кувшинова А. А. сделала интересное сообщение (1). Всё, что нам требовалось для работы, предоставили кураторы выставки и не было проблем, за что им спасибо.

В бюро «KASHUBA DESIGN», при создании детских комнат, в том числе «под ключ», приоритетны решения комплекса обязательных вопросов охраны здоровья, обучения, воспитания и развития ребенка, формирования культуры здорового и креативного образа жизни (1-10). При этом бюро, согласно своей некоммерческой научно – практической программе «Профессиональный дизайн - детям», издало книгу, ряд научных статей, провело 12 бесплатных мастер – классов, круглые столы и семинары, в том числе в магазине «Детская Галерея «Якиманка», МТК «Гранд» (1,2,6,9). На наших мероприятиях целевая аудитория смешанная: и взрослые, и молодые люди, присутствует много беременных женщин, редко дети, ибо они всегда рассчитаны на взрослую аудиторию. А сегодня – в зале уже дети и это ещё одно направление инновационной деятельности специалистов Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN». То есть те школьники, которым интересен дизайн интерьера в целом и конкретно наши работы, бюро. Мы любим людей и детей особенно. Нам импонирует идея формирования человека всем миром.

Перед организаторами из бюро необычного мастер – класса на выставке, стояла новая, трудная задача, суметь представить актуальную информацию о дизайне интерьера в виде, удобном для восприятия и использования детьми. Требовалось задействовать сложные визуальные и навигационные, когнитивные способности детей в оценке предложенных интерьеров детских комнат, включить познавательные свойства мозга детей и их любопытство. Вовлечь школьников в образовательное пространство социализации и творчества, без прямого участия педагогов школ, родителей. Придумали непривычный «мастер-класс», привлекательную сюжетно – ролевую игру в творческий процесс оценки и улучшения созданных в бюро интерьеров детских комнат (всего их уже более 100). На выставке, во внеклассных и внешкольных условиях, в игре участвовали по желанию все дети. Нужно было найти мотивацию и приёмы её формирования, поддержания интереса, обсудить демонстрируемые интерьеры в режиме диалога, где также активны и другие участники мероприятия, подвести школьников не столько к оценке того, что там правильно или неправильно, а что хотелось бы им в своём проекте переделать, улучшить. Сумели заинтересовать творческим подходом, интересными фото и иными предложениями решения прикладной задачи.

Основные участники мастер – класса только школьники, но были и дошколята, а слушатели и зрители их родители, родственники, учителя. Организация индивидуальной игровой, познавательной и оценочной деятельности касалась предложенных интерьеров 10 детских комнат для мальчиков и девочек, созданных и введенных в эксплуатацию специалистами нашего бюро. Использовали мультимедийные средства, интерактивные приёмы, выводили на экран в основном видеоизображения комнат (текста и графической информации минимум), демонстрировали настольный макет интерьера комнаты, напечатанный на 3D принтере. В заключение обсуждения показывали интерьеры детских комнат в очках виртуальной реальности – VR 360° (1, 2, 5-9). На выставке запускали дрон (квадрокоптер) с видеокамерой, а листовку с фото шлема VR 360° и интерьеров, вручали каждому участнику мастер – класса.

Внешним пилотом квадрокоптера был Александр, ученик 3 класса школы № 457, на Таганке (1). Имело место постоянное вербальное, живое общение сотрудников бюро со школьниками, в формате организованной совместной творческой деятельности некоего наставника по дизайну и его ученика. Напомню, без прямого участия педагогов школ, родителей, сотрудников ВЦ «Дом на Брестской».

Для школьников, представленные интерьеры детских комнат, т.е. безопасная и безвредная среда, оказались вдохновенным креативным источником. Им подсказывали как самостоятельно визуально ориентироваться в пространстве незнакомых помещений детских комнат - спальни, игровой, учебной и спортивной зон, фиксировать, учитывать и анализировать дизайн интерьера, имеющиеся решения, включая световые и климатические, стилистические и колористические параметры. Просили выдавать своё личное мнение публично, не соотносить его с точками зрения других ребят. Дети искренне высказывали своё видение созданного нами, свои пожелания и предложения, исходя из интересов и увлечений, в том числе, по стилистическим и колористическим решениям интерьеров. С одной стороны, сюжетная линия - домашняя, семейная тематика с реалистичной направленностью и результатами творчества профессиональных дизайнеров интерьера. С другой стороны, акцент не на тренинг, а на самостоятельность развития сюжета, обстановки интерьера и обогащение его содержания своими новыми данными, уточнением, дополнением.

Для участников оказалось характерным многообразие ролевого и гибкого поведения, вызов чувства действия. Девочки и мальчики однозначно дифференцированно выбирали для обсуждения видеоматериал интерьера детской комнаты, проявлялись четкие гендерные различия, мужские и женские модели вкусового поведения. Школьники в коллективе (через поднятую руку), с места, проявляли быструю сообразительность в творческой деятельности, эмоции, и далее строго индивидуально реагировали и вели себя в очках виртуальной реальности – VR 360° (1). Умелое использование технологии виртуальной реальности, новый мир и переживания, перевод в иную форму существования детских комнат, учёт меняющихся факторов, предметов и обстановки, улучшало понимание их создания, открывало новые возможности для сотворчества. Можно сказать, имело место формирование знаний учащихся в действии. К сожалению, приходилось часто корректировать визус очков VR, т.к. многие дети имели нарушение зрения. При дефиците времени, у школьников ярко проявлялась инициативность, энергичность, креативность (с учётом выбора вариантов и гендерных различий), оперативность понимания, умение сосредоточиться на анализе информации, способность слушать и смотреть, формировать альтернативы. Радовала вариативность, самоопределение детей, личные образовательные маршруты каждого ребенка.

Группы детей и мы думали, учились, получали новый полезный для всех опыт, вписывающийся в быстро изменяющийся мир, который потом сможем использовать в будущих действиях. Оказалось вполне адекватным формирование предметно-проблемного поля, обращение к чувствам и потребностям ребят, стимулирование творческого процесса в решении реальных жизненных задач. Полезна помощь в росте познавательного и коммуникативного интереса школьников, он может способствовать росту их активации и расширению возможностей к предмету дизайн интерьера, самостоятельной тематической поисковой работе в интернете. Радовали нас полученные предметные результаты и способность учиться, образовательная компетентность московских школьников, при естественном отсутствии жизненного и профессионального опыта, который компенсируется большими желаниями и стремлениями молодёжи.

Родители, учителя, ознакомились с впервые в мире изданной моей книгой «Как сделать безопасными интерьеры Детских комнат», также остались довольны красивыми интерьерами с эко защитными функциями, безопасной, комфортной средой приватной зоны постоянного обитания детей, важной для семьи и школы (2). Им подарили профильный глянцевый журнал «PRO Интерьер. Дизайн и декор», поскольку пропагандируем креативную Россию, а не только дизайнеров (1-4, 10). По просьбе сторонников Российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера ХХI века INTERIOR-FEST «Золотая лилия», провели очередной публичный фотоконкурс на данной выставке (1). Посетители способны продемонстрировать фото лучших достижений и мероприятия в области высокохудожественных интерьеров. Кстати, детям мы вручали конфеты, в том числе шоколадные «Золотая лилия». Спонсор данного проекта бюро - Благотворительный фонд «Kаshubа Dеsign». Очень интересно взаимодействовать и наблюдать за обществом молодых, красивых и разных людей, их учителей, приятно видеть себя среди ребят, находиться в атмосфере непосредственности. Скучно не было, стоило посетить выставку. Департамент градостроительной политики Москвы, Информационно-аналитический центр комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, удостоил коллектив бюро «Благодарственным письмом» за активное участие и плодотворное сотрудничество в выставке «ОБРАЗование Москвы» (1).

Мы активно информировали пользователей о работе выставки, её результатах на страницах профильного информационно – творческого портала kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru - 175 000 пользователей), в социальных сетях Facebook, Вконтакте, Instagram, на Youtube сделали 66-й видеоролик о столь необычном полезном событии, посвящённом детям (1). На заседании престижного Клуба архитекторов и дизайнеров центра «РRO - интерьер», в «Высшей школе средового дизайна» в МАРХИ (19.05.17), специалисты Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» сделали актуальное сообщение по теме «Дети и дизайн интерьеров» (1). При этом, тематический видеоролик о необычном мастер – классе на выставке «ОБРАЗование Москвы», который мы показали, всем понравился. Архитектор В. Попова доложила нужный материал об интерьерах школ и детских садов, его суть совпала с нашим выступлением и работами экспонировавшимися на выставке. Таков ещё один маленький штрих к необходимости воспитания человека с детства для специализированной деятельности. Помощь детям, студентам - это одно из благотворительных направлений творческой деятельности Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN». Её результаты находят горячий отклик у жителей Московского региона, РФ, СНГ и в дальнем зарубежье (1, 2, 6, 9, 10).

Литература. 1. Профильный информационно - творческий портал kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru).

2. Кашуба В. В. Как сделать безопасными интерьеры Детских комнат. М. Изд. «К. – Д дизайн», 2015, - 79 с., 4 прил., 52 илл.

3. Кашуба В. В., Ильдеменов С. В., Марков М. А., с соавт. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. Изд. «К. – Д дизайн». 2011, 156 с., прил., илл.

4. Кашуба В. В. Ангажирован идеей коммуникации и интеграции ТВ, СМИ, соцсетей в сфере пропаганды российского дизайна интерьера // «Вопросы гуманитарных наук», 2013, №4, с. 60-64.

5. Кашуба В. В. Дизайн интерьера, как область виртуального, визуального искусства // Научный альманах. 2015. № 1 (3), с. 237-241

6. Кашуба В. В. Дизайн Детских комнат, это - профессиональное оказание гостеприимства ангелам // В сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции Министерства обр. и науки РФ "Вопросы образования и науки в XXI веке", 29 апреля 2013, Тамбов, часть 1, с. 87-93.

7. Кашуба В. В. Дизайн интерьера. Учет природных факторов и анализаторы человека // «Актуальные проблемы современной науки». 2013, №5, с. 98-102.

8. Кашуба В. В. О свете и цвете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность // «Современные гуманитарные исследования», 2017, №1, с. 70 -74.

9. Кашуба В. В. Ущерб для здоровья детей в интерьерах должен быть пресечён или минимизирован // «Современные гуманитарные исследования», 2013, № 2, с. 96-98.

10. Сторожева Я. А. Персональная выставка Валерия Кашуба «20 лет в дизайне интерьера» – инновации зрителям // Актуальные вопросы науки: Материалы XXVIII Международной научно - практической конференции (10.11.2016). – М.: Издательство «Спутник +», 2016, с. 103 -109.




Информация по теме: