Так называется статья Валерия Кашуба, опубликованная в научном журнале. Кашуба В.В. О свете и цвете в дизайне интерьера.  Проектирование и реальность // «Современные гуманитарные исследования», 2017, №1, с. 70 -74. Свет ныне гораздо больше, чем освещение, он способен преобразить окружающие пространства и изменить их восприятиеУже в 1 квартале 2017 года мы опубликовали напрофильном информационно – творческом портале kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru -175 000 пользователей, + социальные сети) три серьёзные статьи автора, касающиеся света (О свете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность. Энергосбережение. (1), О свете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность (2, 3)Особо следует отметить умение создавать затемнение, использовать тени, но на эту и иные  актуальные темы - впереди особый разговор. Знакомьтесь с публикацией.

 2017-05-03

 

Кашуба В.В., генеральный директор Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN».

The Director General of the International Bureau of interior and architecture "KASHUBA DESIGN".

О свете и цвете в дизайне интерьера. Проектирование и реальность.

About light and color in interior design. Design and reality.

 

Резюме. В Международном бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN действует системный подход к свету (естественному, искусственному, комбинированному) и цвету, их соотношению в дизайне интерьера. Требует особого внимания освещение - естественное (инсоляция) и искусственное, энергосбережение.

Summary. The international bureau of interior and architecture «KASHUBA DESIGN» proceeds a systematic approach to the light (natural, artificial, combined) and the color and their relationship in the interior design. It requires special attention to lighting - natural (sun exposure) and artificial, energy saving.

Ключевые слова: свет, цвет, дизайн интерьера, эксклюзивное проектирование, инновации, энергосбережение.

Keywords: innovation INTERIOR, light, color, interior design, exclusive design, innovation, energy saving.

Всё, что видим, невозможно без света и с ним связаны границы времени на Земле. Он не только обеспечивает изображение, но светом даже рисуют. Свет - отправная точка проекта интерьера и его лейтмотив (1). Важнейший фактор - естественное освещение помещений, инсоляция здания, климатические условия. В Международном бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN освещению, цветовой палитре, энергосбережению, уделяется большое внимание и полученные результаты не скрываются от коллег и креативной аудитории. На профильном информационно – творческом портале kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru -175 000 пользователей, + социальные сети) масса наших публикаций о свете (естественном, искусственном, комбинированном) и цвете, их соотношении, даже влиянии на структуру и форму в дизайне интерьера (1,2-14). Имеются статьи в научных журналах, материалы в книгах, мы проводим тематические семинары и мастер – классы.

Пространственно-эмоциональное впечатление человека не постоянно, поскольку световой климат, образ интерьеров, изменяются в дневное, сумеречное и ночное время, зависят от природно-климатических условий (снег, туман, листва) и пр. факторов. Комфортно-благоприятная разнообразная визуальная среда, при максимальном применении дневного света или предельном приближении к нему, достигается в «умных» интерьерах (1,7). Уже возможна доставка (распределение) естественного света в помещения, лишенные его доступа по тем или иным конструктивным причинам, имеющим недостаток света в силу больших площадей и пр. (1). В последние годы выросли технические достижения, стали возможны иллюзорные преобразования без реального изменения объёмно – пространственных композиций интерьера. Светодизайн превратился в самостоятельное направление, активно участвующее в формотворчестве материально – пространственной среды, статичных и динамичных форм интерьерного пространства, создании новых визуальных ярких качеств и образов, эмоций. Это находит отражение в передовых учебниках (15). Цвет и множество его оттенков из природного многообразия, влияют на форму, плоскость, могут сочетаться и не сочетаться друг с другом в мебели, тканях, цветном стекле, керамике, металле, пластике, по - разному ведут себя в пространстве, пластике объёма (1-16).

При проектировании искусственного освещения помещений, следует учитывать его параметры и качество, уровни освещённости, яркость и интенсивность света, световой поток и отдачу, индекс цветопередачи и световую эффективность, коэффициенты отражения. Выбрать каким будет свет - прямым, отражённым или рассеянным. Необходимо оптимальное освещение: общее, местное, а декоративное в жилье - вторично. Источники света и осветительные приборы подбираются конкретного типа, например, местное освещение желательно с лампами накаливания, исключающими ожог, не нужны галогенные лампы. Считается, что регламентация освещения, его статики и кинетики, по существующим гигиеническим нормам недостаточна, ибо не учитывает все имеющиеся качественные параметры, световую адаптацию глаз, перцептивные ощущения, производимое зрительное впечатление, пространственно - эмоциональную оценку архитектурно – художественного образа интерьеров различного назначения и типологии. Нормы освещения решают проблемы зрительного комфорта, но не регламентируют творческие, светокомпозиционные задачи, например, распределения света в пространстве - направленность доминирующих световых потоков, контрастность, неравномерность освещённости, распределение по времени и спектру в разных зонах интерьера, исключение ослеплённости (15). Тем не менее, нельзя выходить за рамки допустимого (нормируемого), физиологически благоприятного зрительного комфорта. Надлежит учитывать реакции (эмоциональные) людей с разным темпераментом, разными параметрами зрения, состоянием зрительного анализатора и психики, хроническими болезнями.

Возможны проектные ошибки, в силу несовершенства критериев расчётов, количественной и качественной оценки, экспертного контроля качества освещённости интерьеров, неумения управлять светом и цветом, отсутствия натурной проверки. Реальные условия восприятия света и цвета, светоцветовых композиций, отличаются от проектных, полученных современными компьютерными технологиями. Их называют усовершенствованной иллюзией (15). При этом, масштабность и яркость, контрастность, палитра визуальных ощущений, несопоставимы, не способны передать реально видимый глазом диапазон яркостных и цветовых контрастов в интерьере, функционально – образные формирования компонентов нашего окружения. В какой-то мере, на стадии проектирования, благодаря визуальной возможности осмотра изнутри роскошных интерьеров в виртуальной реальности – VR 360°, специалистам Международного бюро интерьера и архитектуры KASHUBA DESIGN удаётся учитывать световую адаптацию глаз, перцептивные ощущения, производимое зрительное впечатление, пространственно - эмоциональную оценку освещения, в том числе, архитектурно – художественного образа интерьеров наших заказчиков (1,5,14). Мы до сих пор первые в мире, кто создал и демонстрировал макеты интерьеров помещений, напечатанные на 3D принтере, позволяющие абсолютно точно фиксировать внутреннее пространство и обстановку помещений, размещение осветительных приборов (1,6).

Оптимальной считается возможность доводить смоделированное освещение в реальном интерьере, добиваясь нужной масштабности, яркостной гармонии параметров, в формируемых целостных пространствах, их подробностях, деталях. Это, так называемое, натурное светопространственное моделирование, опирающееся на природную, чувственно –физиологическую систему визуального восприятия конкретного человека (1,15). В её основе - центральное поле зрения глаза (яркостная и цветовая адаптация). Проверка расчётных параметров освещённости проводится приборами. Нужно учитывать конкретные

чувственные реакции, психофизиологические возможности заказчиков, противопоказания пользователей (гипертония, неустойчивая психика, эмоциональная неуравновешенность). Не забывая, что возможны межанализаторные и психоэмоциональные соощущения и впечатления, например, акустические, кинетические, обонятельные, тактильные (1,4). Информация о свете, цвете, формах и способах передачи различных названий цветов, оттенков, оказывает влияние на коммуникацию людей, имеет свою терминологию, лексику (1,16).

Современные сложно организованные системы, устройства и технологии, спецстёкла и зеркала, разнообразные приёмы, позволяют распределять и перераспределять, преобразовывать свет, восполнять его недостаток, регулировать (изменять геометрию, интенсивность, спектр, ритм), формировать необходимые объёмно –планировочные решения интерьера и экстерьера, создавать программируемые яркостные и цветовые композиционные свойства и динамику световой среды обитания (доминанты, акценты, фон, контраст, единство и соподчиненность, симметрия). Особое место занимают новые светопропускающие (прозрачные), рассеивающие и отражающие материалы (1,7,12,13). Для каждого помещения требуются свои цвета, например, для спальни девочек эффективны нежные, теплые цветовые решения, вплоть до светло - розовых тонов (оптимальная яркость красок, цветовой баланс), своя игра цвета и света. Цвет, в том числе одноцветность, настенных росписей, обоев, мебели, паркета, тканей и пр. позволяет расставить яркие, тёплые, холодные акценты в интерьере, связать или выделить функциональные зоны. Много способов его художественного усиления или ослабления, получения иных эффектов, например, применяя блестящий или матовый лак, шлифовку, полировку, новые методы печати и отражения света, усиления яркости или придания цвету фактуры иной тональности без дополнительной подсветки, мерцание. Естественные материалы, например, древесина, обладает неповторимым структурным цветом, поверхностями со сложным узором текстуры и игрой света. Современные техногенно – пространственные образования, образная среда для заданных ситуаций, характер производимых зрительных впечатлений, мэппинг, позволяют не изменять материальную основу интерьера, замещая его световыми фактурами, виртуально чисто зрительными, при этом можно объединять интерьеры и экстерьеры (1,15).

Симметрия, асимметрия светового потока, световой ритм, распределение яркостей в интерьере, повышают композиционную значимость, иллюзию трансформации параметров, масштаба и формы пространства, рельефности, усиливают глубину перспективы. Эффективны устройства, корректирующие светотеневой и светоцветовой режимы, цветовой климат помещений, способствующие ощущению светонасыщенности, художественному перевоплощению интерьеров. Например, белый свет (теплый, нейтральный, холодный), в цветном интерьере создаёт один эффект, цветной свет в белом пространстве – другой, сглаживает яркостные контрасты, объединяет пространство (нивелирует цветовые оттенки среды). При рассмотрении предметов в разных диапазонах спектра электромагнитного излучения, их цвет и форма будут иными, в частности, в ИК - или УФ – оптическом спектре.

Для условий отсутствия дневного и сумеречного освещения, важны его подобия, компенсирующие, коррегирующие средства (пластические, фактурно-отражательные, цветовые), учитываемые при проектировании искусственной световой среды обитания человека, в том числе адресной (работа в ночную смену, безоконные помещения, Заполярье и пр.). При решении проблем освещения (задачи коммерческие, сценические, экспозиционные, выставочные) также важны удобства, зрительный комфорт и эстетика, сохранение здоровья и работоспособности, зрительные оценки, экономичность, низкие затраты на содержание (4). Усовершенствования, да ещё объединённые общим стилистическим решением, как правило дорогостоящие, требуют и мастерства. Многие интерьеры от бюро KASHUBA DESIGN имеются в его Портфолио, опубликованы в 53 номерах профильных глянцевых журналов, в том числе на обложках, ежегодно их можно увидеть на 8-10 выставках, как в РФ, так и за рубежом, удостоены ряда премий и дипломов.

На цели освещения в РФ тратится более 12 % всей потребленной электроэнергии, а на уличное освещение порядка 0,5%. В стране действует федеральная целевая программа «Энергосбережение России» и дело не только в источниках света (лампах), но и его доставке, распределении... Повторим, требования разные к искусственному освещению жилищ (кухни, спальни, кабинеты, зимний сад, домашний кинозал), медицинских клиник, ресторанов, офисов, входных групп, лестниц и лестничных пролётов, лифтовых холлов и пр. В комплексе мер по повышению эффективности освещения открытых и закрытых пространств, важная роль принадлежит новым поколениям осветительных приборов, энергосберегающим источникам света, призванным решать разные целевые задачи и выполнять определённые функции, среди которых, качество светового потока и освещённости, надёжность. Важно знать спектр излучения ламп, отражения поверхностей и света отражённого. В Международном бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» разработали новый класс ленточных светильников, сделали новый арт - тип, с новой смысловой нагрузкой и эстетикой. Особо ценны они там, где повторяют стилевую линию дизайна, но могут стать и ключом в дизайне интерьера помещения, ландшафта, т.к. не предназначены для конкретных пространств и объёмов. В силу отсутствия яркого света, они вряд ли смогут оказаться световыми загрязнителями, скорее наоборот, явятся некой альтернативой им. Здесь возможна и серия, промышленное производство, ибо ленточные светильники (система световых полос) способны охватить значительное количество потребителей (1).

Все современные светоточки автоматически управляемы различными сенсорами, датчиками, учитывают внешние погодные и сопутствующие условия, интегрированы в сеть, контролируемую удаленно с помощью веб – приложений (модули, вай - фай). Например, датчики движения срабатывают, когда появляются люди, и экономия энергии понятна. В семь раз меньше энергии потребляют светодиодные лампы, а срок службы их в 2 раза выше в сравнении с лампами накаливания, при многократности включения и, соответственно, отключения. Светодиоды должны органично вписываться в существующие элементы дизайна, в том числе люстры и бра в классическом стиле. В подъездах всегда необходимо присутствие аварийно - эвакуационного освещения, создающего уровни освещенности от 0,5 до 5 лк на полу и лестничных проходах, согласно нормам.

Световой дизайн помещений должен способствовать энергосбережению: посредством окраски, шероховатости стен; светопрозрачных конструкций жилых и общественных зданий; ориентации, размера и чистоты окон, не загромождения их цветами, предметами декора, устранения иных преград для солнечного света (деревья, здания) -1,7. Например, современная колористика, стены и потолок со светоотражающими красками (с коэффициентом отражения не менее 70%), снижают потребность в мощности светильников на 30-40% (1). Можно добиваться до 40% экономии электроэнергии на создании и эксплуатации правильного уличного освещения возле дома (придомовая территория), освещения подъездов, входных групп. Цена 1 люкса освещённости должна быть минимальной.

Таким образом, современное искусство света light art, новации цветоформы, пластические пространственные возможности, работа со светом и тенью, новые пути формообразования, световое оформление – это важнейшая сфера деятельности дизайнеров интерьера, а в ряде ситуаций - отдельная профессия. Для интерьеров, созданных Международным бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN», характерно чарующее переплетение красок и бликов, изысканная цветовая и световая гамма, контрастные и стилевые цветосветовые акценты, создающие атмосферу изысканности и комфорта. Совсем не случайно, многие интерьеры, отвечающие даже потребностям будущего, стали узнаваемыми, классическими, хрестоматийными (1-14).

В инновационном свето- и цветодизайне интерьера доминируют новшества, новинки, в основе которых взаимосвязанное приложение передовых научных, инженерных, медицинских, организационных, маркетинговых знаний, имеющих полезную практическую применимость, порождающих новое в современной жизни. Процесс внедрения конечных результатов творческой деятельности, имеет комплексный, сложноорганизованный и многоаспектный характер. От проектировщиков требуется изменение некоторых привычных стереотипов деятельности, навыков, а от пользователей - освоение новшеств в лучших по своим параметрам и свойствам интерьерах.

Литература. 1. Профильный информационно - творческий портал kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru).

2. Кашуба В.В. Как сделать безопасными интерьеры Детских комнат. М. Изд. «К. – Д дизайн», 2015, -79 с., 4 прил., 52 илл.

3. Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А., с соавт. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. Изд. «К. – Д дизайн». 2011, 156 с., прил., илл.

4. Кашуба В.В. Дизайн интерьера. Учет природных факторов и анализаторы человека // «Актуальные проблемы современной науки». 2013, №5, с.98-102.

5. Кашуба В.В. Портфолио интерьеров - VR360°// В сб. научных трудов Министерства образования и науки РФ, по материалам Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты», 30.06.15. Тамбов, 2015, том 10, с. 37-40.

6. Кашуба В.В. Интерьеры, напечатанные на 3D – принтере // Актуальные проблемы современной науки. 2014, №3, с.110-114.

7. Кашуба В.В. Новации для света и цвета в «умных» домах (smart house)// Современные гуманитарные исследования. 2015, №6, с.170 -174.

8. Кашуба В.В. О повышении конкурентоспособности российского дизайна интерьера // В сб. научных трудов Министерства образования и науки РФ, по материалам Международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества». 29.11.13. Тамбов, 2013, часть 4, с.63-67.

9. Кашуба В.В. Сколько жить интерьерам? // «Вопросы экономических наук». 2014, №5, с.6-10.

10. Кашуба В.В. Ежедневно заглядывать в будущее интерьеров // Вестник научных конференций. 2015. № 4-1(4). Вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции. 31 декабря 2015, часть 1, с. 78-85.

11. Кашуба В.В. Системы безопасности и дизайн интерьеров// «Актуальные проблемы современной науки». 2016, №2, с. 173-178.

12. Кашуба В.В. О натуральном камне для современного интерьера// «Актуальные проблемы современной науки», 2016, №5, с. 142-145.

13. Кашуба В.В. К системе декора в интерьере \\ «Вопросы гуманитарных наук», 2016, №6, с. 93-96.

14. Кашуба В.В. Дизайн интерьера и новый способ проектной коммуникации – виртуальная реальность VR 360°// Современные гуманитарные исследования. 2015, №3, с.112 -116.

15. Архитектурно – дизайнерское проектирование интерьера (проблемы и тенденции) / В.Т. Шимко, М.Ф. Уткин, В.Ф.Рунге и др. М.: Архитектура-С, 2011, 256 с.

16. Ефимов А.В. Цвет + форма. Искусство 20 и 21 веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт, Дигитал-Арт / Изд. Букс Март, Москва, 2014.

Информационно - творческий портал 

портал1




Информация по теме: