В силу непонятных обстоятельств, научный журнал со статьей Валерия Кашуба попал к нам совсем недавно, и мы представляем пользователям профильного информационно – творческого портала kashubadesign.ru (сайт www.kashubadesign.ru - 175 000 пользователей, + соцсети) публикацию автора. Рады, что публикация о специализированных системах  визуализации, трёхмерного отображения многоразмерных данных моделирумых интерьеров (рендеринг), когнитивных структурах пользователя, не потеряла актуальности. Посетители его Персональной выставки «20 лет в дизайне интерьера» в Государственном выставочном зале «Тушино» (13-23 октября 2016 года) ощущали невероятный внутренний подъём, благодаря визуальной возможности осмотра изнутри роскошных интерьеров в виртуальной реальности – VR 360°. Завораживающее видение. На выставке предельно ясно, заказчики услышаны и их заветные желания стали явью, с представленными высокохудожественными интерьерами люди образуют стилистическую гармонию. Кстати, свои интерьеры в виртуальной реальности – VR 360° Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» уже 3 года демонстрирует на разных площадках - международных выставках, в офисах и шоу – румах, даже на прогулочном катере (Москва река, водохранилища) и на открытых пространствах.

Прогресс не стоит на месте. В новом театре «Табакерка» на Малой Сухаревской площади, зрительный зал оснащён электронной системой виртуальной акустики, которая создаёт эффект присутствия – ощущение погружения в акустическую атмосферу места действия спектакля. Её работе помогает и особая звуковая геометрия помещения, например, отражающие поверхности, акустические козырьки.

Кашуба В.В. Дизайн интерьера и новый способ проектной коммуникации – виртуальная реальность VR 360°// Современные гуманитарные исследования. 2015, №3, с.112 -116.

 обложка

Дизайнеры интерьера и архитекторы работают, создают, организуют и украшают гуманную, удобную жизненную среду человека. Выбирают рациональность того или иного приема, ищут внутренние связи и способы взаимодействия человека со средой, пытаясь в совокупном результате, в своем послании, образно выразить человека в интерьере. Умение чувствовать время позволяет им творить интерьеры настоящие, реальные и живые, где собственники жилища в обыденном существовании смотрятся и чувствуют себя вполне естественно. У многих из них есть свои решения, ноу- хау, объекты, которые ранее не представлялись, а большинство работ вряд ли будут экспонировать, публиковать. Такое не миновало и Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN». Однако, есть инновации, которых раньше просто не было, не существовало, они связаны с новейшими технологиями и аппаратурой. Мы давно сосредоточены на проектах интерьеров, основанных на технологических новациях, экологической, энергетической и экономической устойчивости. Традиционно считаем нужным делиться новшествами с коллегами. С партнерами, за последние годы, благодаря своей многолетней системной исследовательской работе, впервые в мире разработали и представили новые интегрированные системы демонстрации и оценки проектов интерьеров помещений (1). Стараемся публично экспонировать в РФ и за рубежом новые технические системы и технологии, креативные и эстетические решения, которые бюро применяет в своей практике (1,3-5). Например, макеты 3D интерьеров аутентичных квартир, впервые в мире в 2014 году напечатанные на 3D принтере, превращают будущие интерьеры в осязаемую реальность (1, 4, 5). В данной статье речь об иной новации, именуемой виртуальная реальность - VR, непривычной для восприятия человеком. О виртуальных мирах говорят давно. После того, как прочувствовали в 2014 году реальный потенциал технологии- VR, хотя до идеала пока далеко, мы подключились к проблеме. Важны новые сферы её приложения, художественное, дизайнерское понимание (исследовательский и образовательный проект № 23/ 13 Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN»). Нынче, с фирмами MMSCO, Fibrum и другими, созданы версии операционных программ, приложения, обладающие своей спецификой, которые позволяют пользователю шлема - VR виртуально погрузиться в мир реальных и проектируемых интерьеров от Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN, со всесторонним охватом в 360 градусов (1). В многотрудной ручной работе дизайнера участвует компьютерный рендер. Проекты запущены, есть результаты и уже многие именуют нас кратко: Hi-tech бюро «KASHUBA DESIGN».

Погружение в иное происходит при чтении увлекательных книг. Всевозможные шлемы и очки виртуальной реальности – VR пока имеют не много применений, позволяют играть в компьютерные игры или смотреть любимые фильмы с «полным погружением», будто находясь перед огромным экраном мониторов. Имеются системы для смартфонов, в том числе, созданные фирмами Ерsоn, Oculus- Rift VR, Sony – Projеct Morpheus, Samsung - GearVR с дополнительными аксессуарами, в том числе обособленными. Уже демонстрируют изогнутые дисплеи (матрицы), т.к. изгиб значительно улучшает вид картинки, делая более естественным восприятие изображения с помощью периферийного зрения. Создают дисплей, который позволит формировать объемные изображения на смартфоне (не псевдо 3D), динамически отслеживая направление взгляда, и, соответственно, меняя ракурс. Для погружения в виртуальную реальность, кроме очков и шлемов, существуют перчатки, жилет, беговая дорожка, позволяющие взаимодействовать с виртуальным пространством, получать тактильные ощущения, перемещаться в нем. Имеются устройства, отслеживающие движение всего тела пользователя, наблюдающие за руками. Игры, для людей не чуждых высоких технологий, это лишь преддверие новых серьезных креативных проектов и технологий погружения в виртуальную и добавленную реальность. На практике используем разработки лидеров виртуальных технологий. Виртуальная реальность – VR 360°, новый способ проектной коммуникации без слов, передающий ощущения.

Видео-очки (пульт управления, наушники с микрофоном) с операционной системой Andrоid, шлемы со смартфонами, позволяют просматривать панорамные 3D изображения иллюстрирующие здания, различные архитектурные объекты, накладывающиеся на реальный ландшафт. При этом, преодолевается языковый барьер, легко работать людям с нарушением слуха. Пока не начали продавать российские очки виртуальной реальности. Конструкция шлема – VR беспроводная, что легко позволяет пользователю быть вовлеченным в виртуальный мир (без компьютера). Мобильный телефон вставляется в специальную маску, скачивается приложение и – вот, у Вас уже готовый шлем для пребывания в виртуальном мире. Устройство имеет сенсорную панель, "кнопки назад» и регулирования громкости, учитывает близорукость / дальнозоркость, доступны функции приема, вызова и просмотра сообщений, чтобы каждый раз не снимать смартфон при входящем звонке или SMS, и пр. Надев шлем, пользователь сразу полностью погружается в виртуальную реальность, обеспечивающую обзор в 360° и видео с 3D эффектом, т.е. видит объект со всех сторон, под ногами и над головой. При этом, дисплей c виртуальностью остаётся перед глазами пользователя при повороте на все 360°.

Мозг человека осознаёт границы другого мира, отделяет их от реальности. В тоже время, с готовностью принимает на веру происходящее в цифровой реальности, где имеет место полная подмена настоящих границ осознаваемого комфорта реального мира на мониторах высокого и сверх высокого разрешения. Мыслительный анализ заданного и представленного с разной степенью точности, может ли сказаться на интерпретации виденного? Пользователь шлема имеет визуальные координаты внутри своего проектируемого, упорядоченного объекта, сам обозначает и меняет ракурс, своё положение в пространстве и во времени (кратковременное событие), подробно исследует все его закоулки с разных ракурсов в системе координат, взаимодействует с зоной комфорта несуществующего (реального) интерьера, окружающим миром (1,6). Благодаря экрану можно объёмно, полноценно взглянуть на красивый виртуальный мир высокохудожественного дизайна интерьера от «KASHUBA DESIGN», увидеть «новыми» глазами и быстро погрузиться в него, почувствовать и ощутить, исследовать и оценить. Обычная ЗD визуализация интерьера не выдерживает сравнения с его иным, виртуальным аналогом- VR, ибо нахождение зрителя внутри произведения искусства, безусловно, придаёт всему происходящему особое измерение.

Очень высокая емкость информации VR показывает красоту и комфорт, безопасность интерьеров, отражает преемственность идей и закономерность их свершения, подталкивает пользователя и ненавязчиво учит рассуждать иначе, выделять и разбирать прежде всего те аспекты, которые иллюстрируют личные потребности и авторские идеи. Благодаря необычности и эмоциональности, высокому уровню эстетического и психо-эмоционального воздействия у человека остается индивидуальным его взгляд на изображение, отсутствует эффект отстранения и нейтральности высокохудожественного интерьера. Заказчики используют новые шансы, дополнительные позитивные возможности выбора нужного интерьера, удовлетворения своих потребностей, оперативно оценивают реальную работу дизайнеров. В удивительной виртуальной форме подачи интерьера, т.е. среды для реального жизнепребывания людей, в новой фактуре познавательно - оценочной деятельности, до конца неясно, насколько междисциплинарный инструмент анализа каждый раз объективен и предсказуем, насколько заметны полезные показатели и значимо проявление субъективизма? Дизайн интерьера – один из самых эмоциональных и психологичных видов искусства. Скажу прямо, адекватно ли отражение в виртуальной реальности явлений объективной действительности? В этом отношении, ценно увидеть новыми глазами в VR коллекции имеющихся интерьеров, например, представленных в портфолио нашего бюро, однако сие пока невозможно (1). Для этих целей впервые в мире нами создавалось новое портфолио VR 360°, новая система его публичной демонстрации не в интернете. Столь инновационное искусство дизайна интерьера будет отражать свое время, эпоху. Имея чувство времени (отличное от его экономии) мне хочется создавать не контуры, не грани явления, а интерьеры на период длиннее, чем жизнь человека. По биообратной связи, субъективным рассказам и откликам людей о виртуальной реальности, ищем общие черты, совпадения и различия в восприятии и оценке интерьеров, создаваемых бюро «KASHUBA DESIGN». У каждого человека своя физиология, психика, зрение, всё индивидуально.

Технологии погружения в виртуальную и добавленную реальность бытия имеют высокий потенциал для реализации различных творческих и коммерческих замыслов, хотя поиск ряда преимуществ технологии нами не завершен, процесс в динамике. Для дизайнеров интерьера важна новация - свободное перемещение человека в созданной 3D модели проектируемого интерьера помещения. Как создать возможность массовости таких визитов, как привыкнуть самим к системе и шлемам виртуальной реальности? Как приучить широкую публику, заказчиков, покупателей, интерактивно применять варианты отбора мебели, аксессуаров, натурального и искусственного камня и пр., для использования в интерьерах и экстерьерах, т.е. осознанно перемещаться в непривычной для восприятия виртуальной реальности среди предметного мира, меняющегося силуэта и функциональности проекта нового интерьера комнаты, квартиры, дома? Можно ли отнести виртуальную реальность дизайна авторского высокохудожественного интерьера к области современного визуального искусства? Очень высокая емкость информации в виртуальной реальности включает воображение и сознание, а может, достигает подсознания. Сфера подсознательного живет своей жизнью вне времени и пространства? Особая актуальность и перспективность состоявшегося культурного экспериментального проекта, нововведений, идей, значений, смыслов, которые выходят за рамки обычной демонстрации интерьерного искусства в имеющихся современных технологиях, у нас не вызывает сомнений. Нужно уметь видеть новые берега. Дизайн интерьера неисчерпаем, станет ли он областью современного виртуально - визуального искусства (1,6)?

Интерьеры в VR 360° - это продукт употребления премиум –класса, пока элитарный. Тем не менее, в шлемах VR делаем их публичными и экспонируем в публичных местах. Только в 2015 году на ряде международных выставок в Крокус Экспо - на Московском международном мебельном салоне «MIFS», Международной строительно-интерьерной выставке «Batimat Russia», на ВДНХ – «Экспокамень», провели семинары о демонстрации интерьерной мебели, аксессуаров, интерьеров в виртуальной реальности – VR 360°, их печати на 3D принтерах (6). На стендах бюро, тема которых безопасность и красота интерьеров, «умные» дома, каждый желающий, кто угодно, мог впервые в своей жизни, взглянуть на красивые виртуальные миры высокохудожественного дизайна интерьеров от Международного бюро интерьера и архитектуры, на оригинальные авторские дизайнерские решения, современные экологичные материалы и технологии, погрузиться в них и исследовать. Главное, они совершали необычное виртуальное путешествие внутри жилых помещений, в данном случае, с эксклюзивными интерьерами от «KASHUBA DESIGN». Кроме того, они любовались ими и на 3D макете, напечатанном на 3D принтере. Реальность без иллюзий. Новейшие системы демонстрации интерьеров, объектов, ландшафта, активно используются нашими заказчиками, ценящими инновации и любящими их, в том числе виртуальную реальность. Суть не только в экономии времени, но и качестве. Зрелище VR - не очередной аттракцион или игра, создан её новый алгоритм в синтезе дисциплин дизайна интерьера, науки и искусства.

Эти новации и их взаимодействия, которые мы не скрывая, публично демонстрируем на выставках, конечно, не подрывают современных прекрасных представлений о других экспонатах, но самые передовые научные и технические достижения придают им несколько иное обличье, понимание и ощущение. Теперь пускай пока кратенько, но не только мы живем и ощущаем в пространстве виртуальной реальности – VR, поскольку и интерьеры иначе, иным способом начинают существовать в пространстве и во времени (1,6). Речь сегодня не о создании шедевров дизайна интерьера таким способом, а об их демонстрации, вписывающей достижения в передовую культуру, возводящую новые отношения между дизайном интерьера и зрителем. Новейшие поветрия впечатляющие, изменяют стереотипы и эмоционально формируют у массового зрителя позитивный подход к современному российскому искусству дизайна интерьера. В итоге, мы также первыми научились иначе организовывать взаимодействие заказчик – объект или потенциальный клиент, зритель, в режиме офлайн. Некоторые посетители называли это Восхождением к вершинам в дизайне интерьера, но это не так, это лишь пока способ демонстрации. Данный факт, в первую очередь, важен для нынешних дизайнеров интерьера, архитекторов, декораторов, строителей, но как увязывается с эффективностью и будущим? Сложно управлять изменениями, трансформировать процессы в VR 360°, делать картинки совершеннее повседневной достоверности, а уже надо быть готовыми к новым новациям.

Всегда сложно выходить за рамки возможного, общепринятого. Иногда то, что не согласуется с устоявшейся схемой, априорными личными представлениями, вызывает у некоторых деятелей искусства раздражение. С технологией виртуального дизайна интерьера в 360° ничего похожего нет. Во всяком случае, мы не заметили этого даже среди маститых архитекторов (1). Видимо потому, что у нас нет захватнического блеска в глазах, желания монополии. Постоянно повторяю, мы не вовлекаем коллег в дорогое технологическое соперничество, ратуем за взаимодействие, за исключение монополии, чтобы отрасль не стала заложницей группы разработчиков (1,5). Со временем, надеемся, виртуальные посещения заказчиками проектируемых интерьеров, контакт с их аутентичными 3D макетами, напечатанными на 3D принтере, войдут в повседневную практику. Прежние подходы в дизайне интерьера меняются и продолжают на глазах изменяться из-за технологий ХХI века. То, что вчера было futurum, сегодня реальность, а завтра может out – of—date (1-4). В представлении о целостном авторском дизайнерском мире, подкрепленном передовыми технологиями, всему должно быть найдено свое место с учетом общественных интересов.

Мы сосредоточены на инновационных проектах демонстрации явлений объективной действительности, основанных на новых технологиях, энергетической и экономической устойчивости. Нами формируется некое мировоззрение, которое способно оказывать дополнительное влияние на развитие у людей целевого интереса к осознанию потребностей, объективному стремлению к их реализации. Привлекаем внимание широкой общественности к генерации инновационных процессов, полезным результатам, приводимым в современный дизайн. На профильном сайте www.kashubadesign.ru, в книгах, научной печати и глянцевых журналах, регулярно публикуем материалы о высокохудожественном дизайне интерьеров от «KASHUBA DESIGN, выступаем с докладами на различных заседаниях, семинарах и мастер – классах, на выставках (1,6). На горизонте маячат и другие качественные инновации бюро, но об этом позже, в следующий раз, ибо всему свое время.

Заключение. Демонстрация интерьеров и их аксессуаров в VR - 360°, изменяет стереотипы и эмоционально формирует зрителя, создает новые отношения между технологией и искусством, дизайнером и дизайном интерьера, заказчиком, массовым пользователем. Пока, это не новый способ создания интерьеров посредством виртуальной реальности, скорее метод дополнительной объективности, быстрого выявления ошибок, недочетов и недостатков, их коррекции, полезный для процесса всесторонней проработки и оценки проекта интерьеров конкретного объекта, формирования действий по реализации проекта. Мы возлагаем надежды на прогресс в развитии дизайна интерьера, на разработанные Международным бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN» с партнерами в последние годы, новые интегрированные системы демонстрации и оценки проектов интерьеров помещений (1, 4-6). Впервые обозначенные рубежи синтеза передовых технологий и дизайна интерьера, публично экспонируем в РФ и за рубежом, в первую очередь, инновационные технические системы и технологии, креативные и эстетические решения, которые бюро применяет в своей практике. Можно ли уже теперь рассматривать дизайн интерьера как виртуально - визуальное искусство?

Литература.1. Профильный сайт www.kashubadesign.ru.

2. Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А., с соавт. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. Изд. «К. – Д дизайн». 2011. 156 с., прил., илл.

3.Кашуба В.В. Как сделать безопасными интерьеры Детских комнат. Методические рекомендации. М., Изд. «К. – Д дизайн», 2015, -79 с., 4 прил., 52 илл.

4. Кашуба В.В.Интерьеры, напечатанные на 3D - принтере // Актуальные проблемы современной науки. 2014, №3, с.110-114.

5. Кашуба В.В. Кувшинова А.А. Напечатанный 3D макет, 3D модель московской квартиры в ЮАР // «РRO - интерьер», 2014, осень-зима, с.30-32.

6. «KASHUBA DESIGN» на выставке Batimat Russia // Дом & интерьер, спецвыпуск «Новые интерьеры», 2015, №1-2, с.26.

21.11.2017




Информация по теме: