В силу ряда обстоятельств, данная научная статья Валерия Кашуба не была опубликована лишь на нашем сайте, хотя имеется в крупнейшей в мире электронной библиотеке научной периодики на русском языке eLIBRARY.RU и РИНЦ. Удивительное дело, спустя три года, статья читается на одном дыхании и в своей сути ни сколько не постарела, весьма и весьма актуальна, злободневна. Прекрасная аналитическая работа Валерия, отражает результат окончания двух ведущих университетов в Москве, вытекает из его книги с известными соавторами (2011) и ряда публикаций. К этой неоднозначной и важной для отрасли дизайна теме, он ещё не раз будет возвращаться, пресекая слухи, мифы, стереотипы, сплетни, функционирующие в информационном поле.

Кашуба В.В. Эффекты богатства и искусство дизайна интерьера //«Проблемы экономики». 2013, №2, с. 71- 76.

Эффекты богатства и искусство дизайна интерьера

Представленные экономической наукой феномены и парадоксы спроса в свободном рынке, зависимые от финансовых эквивалентов, не универсальны, не всё так однозначно у богатых людей. В креативной индустрии, в частности, в дизайне интерьера, возможно ранжированное распределение участников креативного рынка (групп дизайнеров) и основных групп потребителей (заказчиков) в ценовых сегментах рынка. В любом обосновании позиций спроса, имеются свои резоны и изъяны.

Presented economics phenomena and paradoxes demand in the open market, depending on the financial equivalents, are not universal, is not so clear from the rich people. In the creative industries, in particular, in interior design, able to rank the distribution of creative market participants (groups of designers) and major consumer groups (customers) in the price segment of the market. In any rationale of the demand, have their own reasons and flaws.

В своей книге (1), для клиентов высокого уровня, мы опубликовали нижеприводимые строки Анатолия Давыдова.

Это - Я

Я никогда не представляюсь.

И не говорю кто Я.

Нет, не из скромности.

Просто так принято.

Это мне говорят кто Я.

Но чаще просто молчат.

Я признаю только страсть.

И не терплю измен.

Можно найти  Другую,

Но это опять буду Я.

Всегда Ваша,                                  

    Роскошь.                                 

Существуют главные правовые признаки рынка: покупатель выбирает товар и продавца, а последний волен реализовывать товар по свободной цене и распоряжаться полученной прибылью. Фундаментальное условие – свободное рыночное равновесие, доступ к рынку и правила поведения на нем. Согласно закону спроса при наличии двух равноценных продуктов более низкая цена повышает спрос, а более высокая – снижает его. Во-первых, когда речь идет о законе, тогда его нечего интерпретировать, а раз имеются отклонения, то это уже не совсем закон. И всё же, тема для обсуждения имеется, ибо у широких масс, причина cпроса кроется в мотивации, например, желании человека удовлетворить свои потребности, подтвердить высокий статус, обладать определенным брендом. Человек совершает «престижное» или «показное потребление», чтобы другие воспринимали его как представителя определённых слоев общества, в том числе – элиту. Торстейн Веблен – американский экономист, распространял действие этого «закона» на предметы роскоши (произведения искусства, автомобили, одежда, вина) и уникальные услуги (отели, путешествия, дизайн интерьера). Так ли это? Не совсем. В этой позиции свои резоны и изъяны, она не отражает развивающиеся рынки, где политика значит не меньше, чем экономика.

Если свобода продавца и покупателя сохранены, то парадокс Веблена – не только исключение, а самостоятельная вариация, заключающаяся в особенностях - психики человека обладающего деньгами, наличия огромного капитала, правил игры в различных секторах власти и бизнеса,. Здесь можно сослаться на мою книгу* (с соавторами), в ней две мои классификации распределения участников креативного рынка (групп дизайнеров) и представленности основных групп потребителей (заказчиков) в ценовых сегментах рынка, позволяющих быстро осуществлять их анализ и оценку с позиций стратегии малого предприятия 1). В мире, практически все креативные бюро, мастерские (дизайн, архитектура) относятся к малым предприятиям (1). Т. Веблен не единственный, кто обнаружил действительное парадоксальное явление, в некоторых случаях высокая цена повышает спрос, а снижение цены может снизить спрос. Однако, объяснить такое объективное явление действием одного фактора и сделать универсальным, объявить законом, аксиомой, нельзя. При этом, надо добавить, что речь идет об очень специфичном секторе роскоши. В нем действуют каноны качества и эксклюзивности, к ним пытается приблизиться своей верхушкой бизнес - класс. Кстати, бизнес потребления в данной среде весьма специфичен, это довольно узкий сектор рынка, на котором сконцентрированы большие капиталы и действуют свои весьма условные правила игры, конкурентные стимулы и типы приобретения.

Эффект Веблена почти не действует или принимает иные штучные формы в среде олигархов, этой «верхушки айсберга экономики». Сразу следует выделить итоги рейтинга журнала «Форбс», а они никогда не бывают точными, в 2012 году в мире их было 1426 человек (110 россиян), капитализация 5400 млрд. долларов, т.е. 6.6% от мирового ВВП. Среди них ни одного дизайнера и архитектора. Концентрация богатства, включая верхи мощного среднего класса, приводит к тому, что эти люди лично ничего не покупают, не заказывают, более того, многие из них не публичны, имеются и невидимки. Наличие состояния, а не приобретение предметов роскоши, подтверждает конкретный статус. Один миллиардер переживал, что если будет тратить в день 5-6 млн. долларов, то до конца жизни ему не растратить состояния. А главное, что покупать каждый день за 5-6 млн. долларов, возрастает ли уровень потребления? Поэтому, имеется привлекательный узкий штучный сектор рынка вложений, на котором они делают не всегда публичные приобретения (острова, суперяхты, самолеты, дворцы, государства). Мы не касаемся, не совсем адекватных форм проявления роскоши, богатства. Веблен и здесь не причем. Покупки, заказы, делают их сотрудники, профессиональные порученцы и консультанты, юристы, и зачастую анонимно, не раскрывая адресата. Все контакты происходят через них, ответственных за конкретное дело людей. Цена продукта не имеет большого значения, главное качество, эксклюзивность, например, заказной мебели, паркета, украшенных дверей из элитных пород дерева, винтажных вещей, произведений искусства, антиквариата, и многих других атрибутов настоящей дворцовой жизни, придающих интерьеру изысканные и мягкие очертания шика, роскоши. Работая в секторе роскоши, на дорогом рынке, мы создаём высочайшие достижения искусства и дизайна, утонченную изысканность предметов быта, антиквариата. Роскошь предусматривает только финансовое расточительство, при этом учитываются действующие законы - экологические, охраны здоровья, заботы о природе. Объединение природы и дизайна, явная дума богатых о завтрашнем дне.

Легитимно ли богатство или нет, вопрос не к дизайнерам, архитекторам. Для многих дизайнеров, главное зарабатывать деньги, если их зарабатываешь, то считаешься успешным и это главный показатель. Там, где правят большие деньги, факт подобной успешности не столь важен. Взыскательным ценителям высокого качества и исключительным потребителям нужны таланты и реальные результаты, т.е. иначе говоря, наличие денег соразмерно таланту и изрядному стажу. У дизайнеров, как известно, их психическая природа особо чуткая, обнаженная, поэтому они плохо защищены от внешнего мира, многие считают эту профессию рабской, холопской, полностью зависимой от заказчика, денег. Их творческий дух не должен ломаться в столь сложных ситуациях, потому что судим «по делам и плодам» их. Весьма сложно изменять настоящее к лучшему и одновременно заботиться о будущем, но в этом и состоит задача творца.

Заявление Веблена, что у богатых причина кроется в желании подтвердить свой высокий, элитный статус, совершением «престижного» или «показного потребления, действительно имеет место у людей менее состоятельных. Но оно массово не относится даже к настоящим миллионерам (не менее 100), они четко знают, кто есть кто, и в их среде атрибутика покупок также имеет второстепенное значение, хоть в дырявых носках приходи. Вышеназванные им предметы роскоши и уникальные услуги, для нас с Вами и многих сотен миллионов людей - предметы роскоши, а для них, это обычный уровень потребления. В этой связи, поведение состоятельных людей, не достигших порога состояния в 100млн. долларов, можно в незначительно большей степени увязать с соответствием эффектом Веблена. Большинство собственников интерьеров класса люкс, не хотят, чтобы их видели, представляли хозяев богатыми или даже творческими и эстетическими людьми. В данной нише есть свои градации, в которых цена подражания уместна. В основном, это пиар публичных людей, повод для эпатажа и закрепления своего статусного положения в неком сегменте градации. Остальная публика играет по поведенческим моделям, навязываемым маркетинговыми службами фирм. Т.е., бизнесом выстроен для потребителя цельный модельный потребительский статусный ряд, который четко привязан к капиталу каждого, устойчивости психики личности, пониманию им законов реализации товара и услуг. Над этой глобальной матричной системой общества потребления работают лучшие умы человечества, постоянно её совершенствуя.

Нам конечно, более близка аудитория, имеющая отношение к заказам в сфере дизайна интерьера, архитектуры в России, этой теме посвящена наша книга и ряд статей (1-8,11). Сейчас главное - вывести частное и авторское искусствоХХI века дизайна интерьера дома, офиса, квартиры вРФ из заколдованного царстваСССР. Оно в процессе успешного возрождения из небытия и профессионалам дизайна, архитекторам нужен современный язык, сохраняющий индивидуальность, важный для изложения новой фактуры, контента (2-5). Нельзя полностью подчиняться прежним моделям. Интерьер - это своего рода внутренний визуальный код каждого жителя, обращенный к самому себе, своей семье и близким, т.е. окружающему узкому социуму, конечно, определенный социальный невербальный маркер.Высокохудожественное искусство дизайна интерьера - система наглядного, эффективного коммуникативного творческого выражения из разряда невербального общения.

Для сектора креативной индустрии, включая науко- и техноёмкую специальность дизайн интерьера, важен бренд, призы, победы в конкурсах и прочая рекламно-пиарная атрибутика представления заказчику, однако не количество звёзд на погонах играет ключевую роль. Главное для богатых клиентов - конкретное портфолио (в офисах дизайнеров имеются галереи работ), т.е. уровень мастерства и возможностей, талант, а далее, есть ли за плечами высшая школа, опыт, рекомендации и отзывы конкретных клиентов. Также для VIP клиентов существует закрытая индустрия роскоши, закрытые салоны, зачастую результаты работы дизайнеров не публикуются. Цена услуги - интегральный показатель, она всегда зависит от многих факторов и не доминирует, ибо речь идет об искусстве, а дизайнер, не фокусник, за один день, даже за миллиард долларов, не создаст требующиеся интерьеры, тем более, не обеспеченные личной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за будущее.Непросто создавать культурные ценности искусства, которые должны быть на свете - непреходящая классика и элегантность, марка класса люкс, сдержанная роскошь, чувство аристократического достоинства, эталон качества, с характерными чертами современного комфорта и долговечности, виртуозная работа, высокое искусство (9-11). Сие хорошо понимают серьезные заказчики, однако это не значит, что они, их представители, готовы переплачивать за красивую улыбку или вывеску на фасаде. Конкуренцию никто не отменял, если можно получить высокое качество и красоту, лучшие интерьеры за меньшую цену и быстрее, то от этого глупо отказываться. Торг уместен, но имеется много нюансов.

Не всё связано только с деньгами, на самом деле обусловлено ограниченностью знаний, спецификой сознания и требований заказчика. На практике, российские креативные реальные бренды это не столько имидж и степень влиятельности, известности, сколько указание, что предприятию, его людям, устойчивому творческому рыночному продукту, можно смело довериться. Они оказываются понятными и привлекательными людям, вызывающими интерес, в том числе у иностранцев, их полезно показывать миру и экспортировать. Особо трудно отражаться на площадках Европы, добиваться мирового признания (2). Не только Международному бюро интерьера и архитектуры «KASHUBADESIGN» удаётся преодолевать разрыв между желаниями и возможностями клиентов, помогать им поднять свою самооценку в увлечении роскошью, дать позитивный стимул к развитию искусства дизайна интерьера, рынка, занятости специалистов. Ведь не презирают люди антиквариат, законсервированные в музеях экспонаты, хотя это предметы роскоши, но общество видит в них талант ушедших поколений, развитие ремёсел, дыхание истории и яркие жизни. Они притягивают подобно магниту. Действительно, лучше дать богатым возможность тратить деньги на роскошь, чем на наркотики и алкоголь, вооружение.

В секторе бизнес - класса многое обусловлено наличием средств у клиента, уровнем объекта, и в малой степени, творческой и конкурентоспособной мотивацией притязаний. Исходя из чего, может зависеть выбор бренда дизайн бюро, стиля интерьера, начиная с уровня брендов производителей строительных и отделочных материалов, декора и мебели, осветительных устройств, насыщенности техническими новациями и заканчивая зонированием пространства, например, экономией на приватных зонах - спальни, ванные. Суть устремлений клиентов, не столько в подражании, сколько в обеспечении максимально возможного гарантированного высокого качества услуг и эксклюзивности, включая предметы антиквариата. Рост качества потребления связан с ценой (11).

Если встреча начинается с обсуждения цены, то это, как правило, касается заказов эконом - класса. Многие люди современной России хотят иметь интерьер сделанный дизайнером и не их вина, что хорошее и профессиональное дешево не стоит, отсюда потребность может квазиудовлетворяться, поэтому и существует ловкий бизнес - сектор подобия, но это отдельная тема. Во Франции отмечается специальными знаками продукция мастеров, производится клеймение. С целью идентификации продукции своего бюро мы давно ввели специальную маркировку (1).

Конечно, развертывание экономического кризиса повлияло на развитие данного бизнеса в России, так, если первое десятилетие ХХI века можно назвать золотым для дизайна интерьера и архитектуры, то второе, еще пока вряд ли. Этот экономический парадокс не связан с Вебленом. Ныне, среди системообразующих русский дизайн интерьера малых предприятий, становится популярным бизнес партнерство, позволяющее объединять сильные стороны, расширять свои возможности. В России, креативная бизнес – среда в сфере дизайна интерьера и архитектуры, включая СМИ, помимо целей бизнеса, играет роль важной общественной площадки, инструмента влияния и познания, где аудиторию, зачастую не целевую, не адресную, нужно убеждать художественно, красота всегда завораживает, не снижая критерии культуры. Особое место занимает опосредованный, приватный позитивный образ собственника интерьера, человека с социальной, непубличной ролью в искусстве.

Мы готовы не только отрицать, но и дополнить Веблена, в креативном обществе, креативной индустрии, у массы людей «в теме креативности», для восприятия высокохудожественного дизайна интерьера, включая интерьер трапезы, нет острой зависимости от финансового достатка, количественных критериев, им не важен рейтинг творца, важен факт результата, само произведение искусства. В этом мы убедились, проведя «INTERIOR–FEST 2012», серию выставок, участвуя в передачах на ТВ. Суть не в повышении чьих – то авторитетов в общественном мнении. Маркер уходит на задний план, когда дверь открывается для основного, - демонстрации народу искусства высокохудожественного дизайна интерьера. Роскошь обстановки, даже подчеркиваемая, мало кого сегодня удивляет, что подтверждает посыл - искусство ломает, казалось бы, непреодолимую стену между богатыми и бедными, объединяет их творчеством, пусть с разными возможностями. У демонстрируемой нами роскоши нет высокомерия, её обладатели согласны делать красивое доступным для всех, для творческого мировосприятия, поскольку дизайн интерьера, жизненное направление, часть искусства.Вовсе не значит, что каждый участник или зритель станет профессиональным дизайнером интерьера или его быстрым заказчиком, но пробуждённый познавательный интерес поможет быстрее, лучше и качественнее, совместно с дизайнером, создать свой интерьер дома. Случай может иметь силу, и шанс появляется у подготовленных умов. По имеющимся сведениям, участие дизайнера в непрофильной коммуникационной сети, за 10-ти дневный период трансляции РЕН-ТВ в эфире цикла передачи «Званый ужин» (с повтором)+дублирование с интернетом, и последующие 2 недели (хвост последействия), привело к некоторому увеличению активности на интернет «окнах» некоторых креативных организаций в РФ. Факт минутных «приоткрытий форточки» для российского дизайна интерьера, очередной, явный импульс интереса, даже за рубежом. Опыт неожиданен масштабом. Не без внимания «роскошь, которая всегда в моде» в дизайне Швеции, однако, она носит столь тонкий характер, где-то под поверхностью, не как у всех. Видимо, пока не столь много в мире желающих ею насладиться.(11) Воистину рынок разнообразен и развивается по – разному, но похвально стремление каждого сделать из помещения собственный рай.

У богатых людей неизменно очень серьезное отношение к своему жизненному пространству, доверие к итогам творчества, понимание, что данный, конкретный высокохудожественный интерьер-произведение искусства. Отсюда, за свой жизненный период заказчик не вырастает (не перерастает) своей интерьерной индивидуальности, где дизайн интерьера персонален, эксклюзивен, имеется идея, концепция, которая действует и устраивает, а качество ремонта, строительства, высокие, как и материалы. Техника может обновляться, заменяться. Приведем свежие примеры ХХI века. В результате специальных проверок, проведенных нами, оказалось, что как минимум 13 лет спустя, ни один интерьер на объектах Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBADESIGN» не утратил актуальности и не нарушен. Не удивительно, они не нуждаются в «свежем взгляде», не выглядят архаично и надолго оставят без работы любителей типового переустройства квартир, вилл. Возможно, и реставраторы долго будут не у дел, ибо не придется ничего удалять лишнего в хорошо сохранившемся «древнем», в том аутентичном виде, в котором интерьер дойдет до потомков. В 2050 году дизайн интерьера объектов начала века, станет ли реликвией, узнаваемым стилем, содержанием, элементом прошедшего времени или претензией на яркое эстетическое креативное событие? Имеется другая сторона медали. В искусстве дизайна интерьера есть приёмы и материалы, колористические решения, которые внезапно становятся очень популярны, тиражируются в сотнях проектов, превращаются в ширпотреб, банальность. И причём здесь Веблен?

Демонстрация высокохудожественного российского дизайна интерьера ХХI века (выставки, журналы интернет, ТВ) способствует потери привязанности к конкретному бытию, это не только форма маркетинга и элемент рынка (увеличение стоимости объекта), но и факт продвижения искусства и культуры, построения неисчислимого, много- и разнообразного гуманитарного и цивилизованного континиума быта. Это новая для РФ разновидность массового искусства и инвестиционно - привлекательный объект и субъект культуры, фактор нового креативного влияния на социум, на его эстетическое образование, формирование социального, художественного спроса( 2,3). От представлений и ожиданий, вкуса и оценок населения может зависеть профессиональный и бизнес - статус дизайнера, архитектора, предприятия.

Дизайн интерьера – интегральное направление, важная часть искусства, творческое наследие, ценностная доминанта культуры, фрагмент общекультурного наследия. В частности, через дизайн интерьера можно отмечать факты изменения пространства среды обитания, коммуникации, отношения людей. Это - информационная база, отражающая жизнь человека в конкретном диапазоне времени, хроника развития и изменения социума (3,4).

Всеобщая потребность людей в жилище, любовь к нему, это тот опыт потребности в творчестве, дизайне интерьера, который объединяет людей из разных слоёв общества и, несмотря на отличия их диапазонов достатка, создаёт одинаковую степень открытости, позволяющую представлять, демонстрировать его в любых условиях. В итоге, необходимо выводить конкретные лучшие объекты на первый план эволюции представлений общества о культурной ценности и репрезентативности дизайна интерьера у разных категорий заказчиков. Для того, чтобы служить всем, Всегда Ваша, Роскошь, прописалась у нас. Шутка! На нашем портфолио, к большому сожалению, только часть творческой коллекции Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBADESIGN». Мы с партнерами, проводим большую креативно - деловую бесплатную программу 2-5 апреля 2013 года на Международной строительно-интерьерной выставке «Buildex» в МВЦ «Крокус Экспо. В павильоне №1, действует зона консультаций и зона мастер классов, пресс - конференция, круглый стол, семинар, конференция: «Творчество и бизнес в индустрии архитектуры, дизайна интерьера, визуализации".

Заключение. Тема очень интересная, но сложная, неоднозначная. Исходя из вышеизложенного, Т. Веблен, со своими феноменами материальных, финансовых эквивалентов, не универсален, не всё так однозначно у богатых людей в разных странах.

Литература. 1. Кашуба В.В., Ильдеменов С.В., Марков М.А., Черный В.В., Мелещенко С.В., Александров Д.Ю. Стратегический менеджмент творческих малых предприятий дизайна. М. Изд. «К. – Д дизайн». 2011. 156 с., прил., илл.

  1. I века (С учётом роли Первого российского некоммерческого фестиваля высокохудожественного дизайна интерьера «INTERIOR-FEST» на современном этапе)// «Современные гуманитарные исследования», 2012, № 6, с. 109-125.
  2. In-designtrendy 2012» // «Вопросы экономических наук». 2012. №4. с.8-10.

3.Кашуба В.В. Об искусстве дизайна интерьера в «золотом» десятилетии XXI века// «Вопросы гуманитарных наук». 2012. №2. с.115-122.

4. Кашуба В.В. Некоторые экономические аспекты проблемы превращения России в страну креатива // «Проблемы экономики». 2012. №2. С.35-41.

5.Кашуба В.В. Благотворительность в сфере искусства дизайна интерьера в России XXI века - актуальный объект гуманитарных научных исследований? // «Юридические науки ». 2012. №5. С.18-24.

6. КашубаВ.В.Об эффекте узнавания и оценки творческой работы, произведения искусства (На примере обобщения мнений аудиторий по одной конкурсной работе дизайнеров интерьера)//Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы. Минобразования и науки РФ, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес – Наука - Общество», 2012. Часть 1. С.63-65.

8. Кашуба В.А., Журавель В.М. Российский высокохудожественный дизайн интерьера ХХI века в музее ХХ века // «Современные гуманитарные исследования». 2012. №2, с.80-86.

9. Посохин М.М. Архитектура из направления искусства превратилась в большой бизнес// «Дом & интерьер», 2012,№12, с.71-79.

10. Formula for success\\ Hardwood floors (NWFA). 2003.v.16.№.3. рр. 28-32.

11.  Сайт www.kashubadesign.ru.

 




Информация по теме: